«Магические ренессансы» и «философская магия» в истории западной культуры

 
Код статьиS023620070008750-2-1
DOI10.31857/S023620070008750-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №1
Страницы128-154
Аннотация

Рассматривается феномен «Магических ренессансов» — повторяющихся мощных всплесков интереса к магическим практикам и попыткам их философского обоснования в осевую и постосевую эпохи. В период таких «ренессансов» магия и магическое мировосприятие оказываются в центральной зоне культуры и участвуют, а порой даже играют ведущую роль в формировании новой картины мира, рождении новых культурных смыслов и ценностей. Ядром и главной движущей силой «магического ренессанса» является философская магия, благодаря которой магия и получает шанс оказаться в эпицентре переходных процессов культуры. Очевидная связь «магических ренессансов» с транзитивными процессами объясняется тем, что «культурный взрыв» (Ю.М. Лотман) неизбежно приводит к ослаблению или разрушению нормативов доминирующей культуры и это облегчает движение культурной периферии в «центр», способствует проникновению и усвоению «иных» культурных парадигм, в том числе и магической. «Магические ренессансы» характерны преимущественно для Запада – цивилизации, в которой логоцентризм занимал лидирующее положение, составляя мощный противовес коррелятивному и магическому типам мышления во всех их проявлениях, хотя никогда не мог одержать над ними полную победу. В истории западной культуры выделяются три «магических ренессанса»: в эпоху поздней античности (в этом этапе «философская магия» играла относительно скромную роль), в эпоху Возрождения и в современную эпоху, когда он принял глобальный характер и выступает как проявление более общего процесса, часто называемого вторичным «околдовыванием» западной культуры. При этом ряд отличительных признаков третьего «ренессанса» указывают не столько на преемственность третьего «ренессанса» по отношению к предыдущим, сколько на его разрыв с предшествующей традицией. Дается развернутый анализ особенностей каждого из трех «магических ренессансов» и роли в них философской магии», а в последнем — и естественнонаучных представлений.

Ключевые словамагия, философия, герметизм, неоплатонизм, поздняя античность, Эпоха Возрождения, постмодернизм
Получено29.03.2020
Дата публикации30.03.2020
Кол-во символов43279
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 816

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV – первая половина VII в. М.: Наука, 1984. С. 42–77.

2. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход. Научные труды / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+, 2006. С. 79–119.

3. Гарен Э. Магия и астрология в культуре Возрождения // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+, 1999. С. 23–40.

4. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. К.: Ирис; М.: Алетейя, 2001.

5. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+, 1999.

6. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

7. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Лань, 1999.

8. Кудрявцев О.Ф. Флорентийская Платоновская академия. Очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М.: Наука, 2008.

9. Пелипенко А.А. Постижение культуры: в 2 ч. Ч. 1. Культура и смысл. М.: РОССПЭН, 2012.

10. Пелипенко А.А., Хачатурян В.М. Когнитивные истоки «магического ренессанса» // Человек. 2009. № 3. С. 35–44.

11. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998.

12. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

13. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: Азбука-Классика; Петербургское Востоковедение, 2007.

14. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980.

15. Ямвлих. О египетских мистериях. М.: Алетейа, 2004.

16. Berman M. The Reenchantment of the World. N.Y.: Cornell University Press, 1981.

17. Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / ed. by W. Hanegraaff, A. Faivre. Leiden, Boston: Brill, 2006.

18. Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1994.

19. Farmer S., Henderson J., Witzel M. Neurobiology, Layered Texts, and Correlative Systems: A Crosscultural Framework for Premodern Studies // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. N 72. 2000 (2002). P. 48–89.

20. Granholm K. Dark Enlightenment: The Historical, Sociological, and Discursive Contexts of Contemporary Esoteric Magic. Leiden: Brill Academic Publishers, 2014.

21. Habermas J. Notes on Post-Secular Society // New Perspectives Quarterly. 2008. № 25.4. P.17–29.

22. Hanegraaff W. Esotericism and the Academy. Rejected Knowledge in Western Culture. Cambridge: Cambridge University Press. 2012.

23. Hanegraaff W. How Magic Survived the Disenchantment of the World? // Religion. 2003. № 33.4. P. 357–380.

24. Harkness D. John Dee’s Conversations with Angels. Cabala, Alchemy, and the End of Nature. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

25. Klaassen F. The Transformations of Magic. Illicit Learned Magic in the Later Middle Ages and Renaissance. Pennsylvania. Pennsylvania State University Press, 2013.

26. McGuir J. Force, Active Principles and Newton’s Invisible Realm // Ambix. 1968. № 2. P. 154–208.

27. Partridge C. The Re-Enchantment of the West. 2 vol. Vol. 1. L., N.Y.: Bloomsbury& Clark, 2005.

28. Tambia S. Magic, Science, and Religion, and the Scope of Rationality. Cambridge: Cambridge University Press. 1990.

29. Thorndike L. History of Magic and Experimental Science. N.Y.: Columbia University Press. Vol. 1. 1923.

30. Thorndike L. The Place of Magic in the Intellectual History of Europe. N.Y.: Columbia University Press, 1905.

31. Walker D. Spiritual and Demonic Magic from Ficino to Campanella. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 2000.

32. Wax M., Wax R. Notion of Magic // Current Anthropology. 1963. № 4, 5. P. 495–518.

33. Webster Ch. From Paracelsus to Newton: Magic and Making Modern Science. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

34. Yates F. Giordano Bruno and the Hermetic Tradition. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1964.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх