Императивность — репрессия — автономия

 
Код статьиS023620070008745-6-1
DOI10.31857/S023620070008745-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий сектором этики
Аффилиация: Институт философии Российской академии наук
Адрес: 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Должность: старший научный сотрудник сектора истории современной западной философии
Аффилиация: Институт философии Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №1
Страницы61-85
Аннотация

Беседа из цикла «Анатомия философии: Реплики» посвящена одной из центральных проблема практической философии – императивности в контексте морали. Императивность ассоциируется с нормами, правилами или, говоря обобщенно, требованиями – с их способностью воздействовать на решения, поступки, суждения людей. Требования в целом детерминированы целями и ценностями разного рода, а моральные требования представляют собой ценности в их предъявленности к практическому исполнению. Императивность – качество моральных ценностей, позволяющее им включаться в общественную практику, воздействовать на поведение людей; этим они отличаются, например, от художественных ценностей, которые по существу императивно нейтральны. Императивный характер моральных ценностей нередко воспринимается самим моральным сознанием как проявление их репрессивности, что можно считать результатом особого внутреннего опыта переживания требовательности, исходящей, как кажется, от моральных ценностей, а на самом деле – от претендующих на авторитет в морали лиц. Этот опыт получил отражение в различных теориях морали. Вместе с тем принудительность моральных императивов носит идеальный характер. Мораль предполагает личное самоопределение индивида в отношении предъявляемых к исполнению ценностей. В сознательном принятии ценностей и свободном их исполнении – залог морального достоинства принимаемых индивидом решений и совершаемых действий. И это – тоже часть внутреннего морального опыта. Напряжение между принудительностью и автономией морали проявляется как в характере моральной императивности, так и в ее осознании человеком. В беседе эти особенности моральной императивности выявляются на материале небольшой публичной дискуссии, прошедшей в конце 2017 года и подвергаются критической философской рефлексии.

Ключевые словамораль, ценности, принципы, требования, моральный выбор, моральный опыт
Получено29.03.2020
Дата публикации30.03.2020
Кол-во символов54905
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 798

Оценка читателей: голосов 0

1. Апресян Р.Г. Нормативная регуляция поведения // Человек. 2018. № 1. С. 5–19.

2. Арендт Х. Ответственность и суждение / пер. с англ. Д. Аронсона, С. Бардиной, Р. Гуляева. М.: Изд. Института Гайдара, 2013.

3. Артемьева О.В. Проблема императивности в этике добродетели // Философская мысль. 2016, № 12. С. 125–138.

4. Макинтайр А. Императивы, причины действия и этика // Логос. 2008. №. 1. С. 138–148.

5. Прокофьев А.В. Социальная регуляция и мораль (к вопросу об источниках нравственной нормативности) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 2. С. 24–34.

6. Ройзман Е. Евгений Ройзман отвечает Григорию Чхартишвили, Url: https://snob.ru/selected/entry/132185 (Публикация: 11.12.2017, просмотр 11.12.2017).

7. Чхартишвили Г. Между компромиссом и конформизмом, Url: https://snob.ru/selected/entry/132182 (Публикация: 11.12.2017, просмотр 11.12.2017).

8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх