Ирония в Новом Завете (Обзор англоязычной литературы XX–ХХI веков)

 
Код статьиS023620070006462-5-1
DOI10.31857/S023620070006462-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирантка философского факультета
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы, д. 1, корп. Г
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №5
Страницы156-173
Аннотация

Проблема присутствия иронии в сакральных текстах поднимается христианскими авторами со II века нашей эры. В начале XXI  века эта проблема приобретает новую актуальность в связи с явной утратой значительной частью общества религиозных ценностей и связанным с этим образовавшимся напряжением между религиозными и безрелигиозными общественными группами, а также проблемой соблюдения этических границ для тех и других. Пока вопрос о месте иронии в сакральных текстах не будет однозначно решен внутри религиозных групп, о построении диалога по этому вопросу между лицами религиозного и безрелигиозного мировоззрения не может быть и речи.  Настоящее исследование представляет собой обзор англоязычных исследовательских работ по библеистике, посвященных исследованию иронии в Новом Завете. Исследовательские тексты сгруппированы по тематико-хронологическому принципу и охватывают период с начала XX века до 2017 года.

 

Выделены основные тенденции развития темы и нарастания смыслов, обозначены основные исследовательские подходы, а также существующие изъяны и недоработки в теме. В статье привлечено свыше 50 исследовательских работ на английском языке. Главная цель настоящей работы — восполнить недостающий материал по теме для русскоязычного читателя, а также выделить основные направления исследований в области изучения библейской иронии для отечественной библеистики, где освоение названной темы практически равно нулю.

Ключевые словабиблеистика, Новый Завет, библейская ирония, оскорбление религиозных чувств
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта «Понимание иронии в традиции православной Церкви» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.
Получено19.11.2019
Дата публикации20.11.2019
Кол-во символов28985
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Настоящее исследование посвящено истории исследования иронии в христианском корпусе Священного Писания. Эта проблема имеет несколько основных граней, которые уместно обозначить с тем, чтобы очертить содержательные границы исследования. Во-первых, ирония, как часть смеховой культуры, при сближении ее с сакральными текстами, легко смешивается с осмеянием или поруганием священного. В этой связи уместно вспомнить и обсуждение вопроса «Смеялся ли Христос?», поднятого впервые еще свт. Иоанном Златоустом [5], а позднее болезненно осмыслявшегося русской философией (например, в трудах А.Ф. Лосева [6], В.В. Розанова [3], С.С. Аверинцева [1]), и темы ритуального осмеяния, изложенные Я.В. Проппом [8], и образы карнавального смешения сакрального и профанного, описанные М.М. Бахтиным [2]. Если говорить об актуальности этой тематики, то нельзя не вспомнить события последних пяти лет, когда реакция отдельных религиозных групп общества на осмеяние священного оказывалась неожиданно резкой. Во-вторых, ирония влечет за собой целый ряд сопряженных тем еще и потому, что является в определенном смысле толковательным тропом, моделью, при помощи которой текст истолковывается.
2 Ирония есть такая риторическая фигура, при которой прямое значение сообщения скрывает за собой иной смысл, порой противоположный буквальному; иными словами, это род антифразиса. Если говорить об иронии в этом значении, то применительно к текстам Священного Писания приходится иметь в виду и соотносимость иронии с классическими методами и приемами христианской экзегезы. На первый взгляд, никакой связи здесь быть не может: если традиционная «экзегетическая квадрига» (буквально-исторический, аллегорический, анагогический и нравственный типы толкования библейского текста) так или иначе предполагает, что значение текста по меньшей мере не прямо противоположно самому себе, то ироническое чтение предполагает, чаще всего, именно содержание противоположных смыслов. Однако уже ранние толкователи библейских текстов указывают на иронию, как на речевой прием, присутствие которого вполне возможно в Священном Писании, или даже называют иронию одним из экзегетических методов [4]. Наконец, в-третьих, коль скоро речь идет об изучении Библии, в которой весь Ветхий Завет представлен исключительно иудейскими национально-религиозными текстами, часто исследования библейской иронии отягощены смешением с еврейским остроумием, юмором и другими национальными особенностями литературы. Однако при исследовании конкретной избранной проблемы — иронии в Священном Писании, следует освободиться от всех перечисленных выше наслоений с тем, чтобы предмет наш стал достаточно ясен и обозрим.
3 Попытки систематизировать и свести к общему знаменателю изучение библейской иронии появляются в западной науке с конца XIX века [20]. Хотя тексты эти и появляются в академических кругах (как, например, цикл лекций Мариона Шаттэ [44]), однако долгое время их содержание и качество остается вне серьезных обсуждений в связи с тем фактом, что исследователи, принявшиеся за эту проблематику, значительную часть своих сил тратят на борьбу с общественным мнением, заведомо убежденным в невозможности совмещения Библии и иронии. Постепенно, по мере насыщения темы все новыми и новыми исследовательскими текстами, начинают выделяться более-менее конкретные подходы; к концу XX века уже можно говорить о ряде библейских сюжетов, наиболее востребованных с точки зрения иронической экзегезы; появляются примеры соотнесения библейской иронии с литературной практикой внешней для библейских текстов среды — греческой комедией и древней ближневосточной литературой. В настоящем обзоре предложен тематико-исторический принцип организации исследовательских текстов: выделены основные группы библейских книг, по которым осуществлялись исследования — такой тип классификации наиболее востребован в современной русскоязычной библеистике, поскольку позволяет говорить о языке и стилистике отдельных библейских авторов и книг. Внутри групп исследования расположены в порядке выхода из печати, по простому хронологическому принципу — это позволяет читателю составить представление как о частоте обращения к конкретной библейской книге, так и о нарастании смыслов в ее исследовании.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1426

Оценка читателей: голосов 0

1. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М., 1993; Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура // М.М. Бахтин как философ. М.: Наука, 1992.

2. Бахтин М.М. К вопросам теории смеха // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1990. С. 49–50.

3. Буренин В.П. Критические очерки. Разговор. Кн.1. // В.В. Розанов: pro et contra… СПбГУ: Изд-во РХГИ, 1995.

4. Вевюрко И.С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли. М.: Изд-во Московского ун-та, 2018. С. 944–946.

5. Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста: в 2 т. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

6. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 7. Кн. I, II. М.: Фолио, 2007.

7. Медведева А.А. Понятие εἰρωνεία в экзегетическом наследии доникейского периода // Религиоведение. 2019. № 1. С. 5–15.

8. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) // Собрание трудов В.Я. Проппа. Научная редакция, коммент. Ю.С. Рассказова. М.: Изд-во Лабиринт, 1999.

9. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006.

10. Barber M.P. Experiencing Irony in the First Gospel: Suspense, Surprise and Curiosity by Karl McDaniel // Religious Studies Review. 2015. Vol. 41. N 1. P. 24.

11. Berg I.C. Irony in the Matthean Passion narrative. Minneapolis: Fortress Press, 2014.

12. Boo S. Irony in Mark 4:10-12. The Faculty of Gateway Seminary of the Southern Baptist Convention. Louisville, Kentucky, 2017.

13. Botha J.E. The Case of Johannine Irony Reopened: The Problematic Current Situation // Neotestamentica. Vol. 25, 1991. P. 209–220.

14. Buckley G.V. The Wit and Wisdom of Jesus. Battle Creek, Michigan: Ellis Publishing Co, 1901.

15. Burton S.D. The Irony of Galatians: Paul’s Letter in First-Century Context by Mark D. Nanos // Jewish Book World. 2002. Vol. 20, N 1. P. 31–32.

16. Butler B.J. Irony in the Book of Revelation Southern Baptist Theological Seminary. Louisville, Kentucky, 1998.

17. Caldwell C.M. Reading the Marcan Passion Narrative in Light of Its Interpretation by Latin American Readers. Baylor University, Waco, Texas, 1997.

18. Camery-Hoggatt J. Irony in the Fourth Gospel by Paul D. Duke // The Journal of Religion. 1987. Vol. 67, N 4, P. 535–536.

19. Camery-Hoggatt J. The Ironic Gospel: an Examination of Marc’s Use of Irony. Cambridge: Cambridge University Press, 1992; Camery-Hoggatt J. Irony in Mark's Gospel: Text and Subtext. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

20. Chotzner J. Humor and Irony of the Hebrew Bible // Asiatic Quarterly Review, 1892. P. 124–135.

21. Corbin N. The Ironic conflict of faith and doubt in the Gospel of Mark. University of Lincoln, United Kingdom, 2011.

22. Culpepper A. Anatomy of the Fourth Gospel: A Study in Literary Design. Philadelphia: Fortress Press, 1983.

23. Damm A.L. “Speech Unhindered”: A Study of Irony in the Acts of the Apostles. Wilfrid Laurier University, Ontario, Canada, 1998.

24. Dawsey J.M. The Literary Function of Point of View in Controlling Confusion and Irony in the Gospel of Luke. Emory University, Atlanta, Georgia, 1983; Dawsey J.M. The Lukan Voice: Confusion and Irony in the Gospel of Luke. Macon, Georgia: Mercer University Press, 1986.

25. Duff P.B. The Irony of Galatians Paul's Letter in First-Century Context (Mark D. Nanos). Review // The Journal of Religion. 2002. Vol. 82, N 4. P. 621–622.

26. Duke P.D. Irony in the Fourth Gospel. Atlanta, 1985; Duke P.D. Irony in the Fourth Gospel: the Shape and Function of a Literary Device. The Southern Baptist Theological Seminary. Louisville, Kentucky. ProQuest Dissertations Publishing, 1982.

27. Ellenburg D.A. Review of Selected Narrative-Critical Conventions in Mark’s use of Miracle Material // Journal of Educational Technlogy and Society.1995. Vol. 38, N 2. P. 171–180; Ellenburg D.A. An Analysis of the Markan Use of Miracle as Enacted Parable. Mid-America Baptist Theological Seminary, 1993.

28. Feagin G.M. Irony and the kingdom in Mark: A literary-critical study. The Southern Baptist Theological Seminary, Louisville, Kentucky, ProQuest Dissertations Publishing, 1993; Feagin G.M. Irony and the kingdom in Mark: A literary-critical study. Lewiston, N.Y.: Mellen Biblical Press, 1997.

29. Jonsson J. Humor and irony in the New Testament, illuminated by parallels in Talmud and Midrash. Reykjavík: Bókaútgáfa Menningarsjoðs, 1965; Jonsson J. Humour and Irony in the New Testament. Illuminated by Parallels in Talmud and Midrash. Leiden: E.J. Brill, 1985.

30. Iverson K. Irony in the End: A Textual and Literary Analysis of Mark. Интернет-ресурс: https://bible.org/article/irony-end-textual-and-literary-analysis-mark-168. Дата обращения: 06.06.2018.

31. Ito H. Johannine Irony Demonstrated in John 9: Part I-II // Neotestamentica. 2000. Vol. 34, N 2. P. 361–387.

32. Kahl B. The Irony of Galatians: Paul's Letter in First-Century Context (Mark D. Nanos). Review. N.Y.: Union Theological Seminary. 2002. P. 200–202.

33. Lee T.Y. Irony in the Gospel of John: Interpreting the Irony in the Nicodemus and the Samaritan Woman Episodes. Singapore: Faculty of the School of Postgraduate Studies Trinity Theological College Singapore, 2012; Lee T.Y. Methodology of Studying Irony in the Gospel of John: A Revisit. Интернет-ресурс: https://www.academia.edu/9871884/Methodology_of_Studying_Irony_in_the_Gospel_of_John_A_Revisit. Дата обращения: 06.10.2018.

34. Lusk R. The Ironic Gospel. An Examination of Mark’s Use of Irony. The University of Texas at Austin. Austin, Texas, 1999.

35. MacComb S. The Irony of Christ // The Biblical World. 1904. Vol. 23, N 2. P. 104–109.

36. MacDaniel K. Experiencing Irony in the First Gospel: Suspense, Surprise and Curiosity. L.: Bloomsbury, 2013.

37. Mitchell M.M. Paul and the Irony of AfflictioN Karl A. Plank // The Journal of Religion.1988. Vol. 68, N 2. P. 352.

38. Mooney M.D. Myth and irony in the New Testament. University of California, Los Angeles, California, 1993.

39. Nanos M.D. The Irony of Galatians: Paul's Letter in First-Century Context. Minneapolis, Minnesota: Fortress Press, 2002.

40. O'Day G.R. Irony and the Johannine Theology of Revelation: An Investigation of John 4. University Microfilms International. Ann Arbor, Michigan, 1983.

41. Plank A.K. Paul and the irony of affliction. Atlanta, Georgia: Scholars Press, 1987.

42. Ray J.L. Narrative irony in Luke-Acts. University of Virginia, Charlottesville, Virginia, ProQuest Dissertations Publishin, 1991; Ray J.L. Narrative Irony in Luke-Acts. The Paradoxical Interaction of Prophetic Fulfillment and Jewish RejectioN Lewiston, N.Y.: Mellen Biblical Press Series, 1996.

43. Schellenberg R.S. Rethinking Paul’s Rhetorical Education: Comparative Rhetoric and 2 Corinthians 10-13 // Society of Biblical Literature. 2013. Vol. 10. P. 34–36, 169–170.

44. Shutter M.D. Wit and Humor of the Bible: A Literary Study. Boston: The Arena Publishing Co, 1893.

45. Smiga G.M. The Irony of Galatians: Paul’s Letter in First-Century Context. Review // Catholic Biblical Quarterly. 2003. Vol. 65. P. 131–133.

46. Stewart Q.D. The Triumph of the Lamb and His Followers Through “Defeat” and “Sacrifice” in St. John's Apocalypse. Trinity Evangelical Divinity School. Chicago, Illinis, 1998.

47. Trueblood E. The Humor of Christ. N.Y.: Harper and Row, 1964.

48. Via D.O. Kerygma and Comedy in the New Testament: A Structuralist Approach to Hermeneutic. Philadelphia: Fortress Press, 1975.

49. Weaver D.J. Matthew 28:1-10 // Interpretation. 1992.Vol. 46, N 4. P. 398–402; Weaver D.J. Power and Powerlessness: Matthew’s Use of Irony in the Portrayal of Political Leaders // Treasures New and Old: Recent Contributions to Matthean Studies. 1996. Vol. 1. P. 182–187; Weaver D.J. “They Did to Him Whatever They Pleased”: The Exercise of Political Power within Matthew’s Narrative. Eastern MenNnite Seminary, Harrisonburg, Virginia, 2008; Weaver D.J. The Irony of Power: The PoliStudies in Peace and Scripture. Institute of Mennite Studies, 2017.

50. Worley D. Dramatic Irony in Jesus' Final Hours. NAD Office of Education, 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх