Человек и «умная» техника: параллельная эволюция

 
Код статьиS023620070005956-8-1
DOI10.31857/S023620070005956-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник кафедры философии
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, 603155 Нижний Новгород, Большая Печерская ул., д. 25/12
Должность: Преподаватель Департамента социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 603155 Нижний Новгород, Большая Печерская ул., д. 25/12
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №4
Страницы113-129
Аннотация

Развитие человечества и его культуры неотъемлемо связано с созданием, использованием и совершенствованием различных орудий труда. Со временем к ним добавились невещественные артефакты, которые обусловили как облик самого человека, его практики и жизненного мира, так и реалии всей цивилизации. В процессе развертывания Четвертой промышленной революции большое значение приобретает взаимоотношение человека, техники и технологий. Появление новых технологий открыло перед человечеством невиданные вычислительные и производственные возможности. Фундаментальные изменения, обусловленные качественным рывком развития вычислительных технологий, подводят нас к состоянию стирания условных границ между миром человека и миром техники. В своем стремлении освободиться от довлеющей обыденности — монотонного, лишенного какого-либо серьезного творческого потенциала и «несвободного» труда — человек предпринимает попытки как можно больше подобных функций переложить на плечи различных технологических решений. Более того — человек в некотором отношении оказывается заложником техники, которая обуславливает его новообразованную повседневность. Техника уже становится дополнением, ассистентом, «партнером» для человека в решении рутинных проблем, выполняя различные повседневные задачи, становясь собеседником или «другом» или «питомцем». Авторы пытаются показать, что развитие техники — это вынесенная «за скобки» эволюция человека, и проследить тенденции ее развития. На основании анализа существующих тенденций высказывается предположение о возможностях будущего взаимодействия человека и техники, их места и роли в будущем высокотехнологичном мире. В то время как человек все больше становится Демиургом, техника исполняет роль его послушного создания.

Ключевые словатехнологии, Искусственный интеллект, Интернет, Четвертая промышленная революция, машина, вычислительные системы, игры
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-00335 «Коэволюция естественного и искусственного как условие сохранения жизненного мира человека»).
Получено23.07.2019
Дата публикации30.07.2019
Кол-во символов27328
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Технологическое развитие современного мира впечатляет. Представления фантастов XX века о том, что реально практически все сотворить «руками» человека, отчетливее проявляются в нашей повседневности. Повсеместное распространение компьютеров породило безграничное поле для создания сложных вычислительных систем. Объединение этих систем в единое целое — Интернет — превратило компьютерно-цифровой мир в полноценную, самостоятельную и неестественную для человека реальность, с которой он взаимодействует так же, как делает это с Космосом или Мировым океаном.
2 История развития техники (в широком смысле этого слова) условно равна истории человеческой культуры. Создание определенных инструментальных артефактов было призвано дополнять человека, исправлять его недостаточные возможности, наделять новыми способностями. Фактически, человек отделил от себя часть эволюционного процесса, переложив собственное развитие на более динамичную, активную и управляемую область — технику. Тем самым он, с одной стороны, сделал себя более общим, усредненным, а с другой — лучше приспособленным к изменениям, которые смог компенсировать артефактами. Он стал менее «звериным» (выделился благодаря этому из мира зверей) и более «человечным» (породив культуру как мир артефактов) [8].
3 И процесс «параллельной» эволюции пошел. Отдельная часть человека, его дополнительный филиал, стала эволюционировать, позволяя ему все меньше и меньше развиваться самому. Наш современник менее сильный, он хуже справляется с непривычными условиями, его иммунитет слабее. Но при этом он обладает средствами, которые помогают буквально двигать горы, выживать в Арктике и в космосе, жить дольше, чем его далекие предки, и при определенном негативном развитии событий — даже уничтожить отдельно взятую планету в считанные часы.
4 На пути к этому человечество пережило три промышленные революции и сейчас стоит на пороге новой — Четвертой. Каждая из них привносила серьезные перемены в жизнь общества и индивида. Каждая превращала его в более «человечного» человека — более усредненного, лучше приспособленного к изменениям среды, но в то же время — менее готового переносить эти изменения без помощи созданных им артефактов. Первая, как известно, характеризовалась переходом от ручного труда к машинному, тем самым «освободив» человека от физической нагрузки. Вторая стала основой для появления поточного производства с применением электричества. Она расширила горизонт возможностей человечества, позволив уйти от количественных ограничений сырья: из нефти, газа и пластика стало возможно создать все и вся. Третья привнесла в производство информационно-компьютерные технологии. Они повысили скорость обработки и передачи информации, упростили доступ к Глобальной сети, сократили расстояние между людьми и привели к формированию «Глобальной деревни» [20], где каждый может общаться с каждым. Четвертая (цифровая) революция была объявлена во время Экономического форума в Давосе. Она стала основой для появления и развития новых цифровых технологий, к числу которых относятся: Искусственный интеллект, Машинное обучение, Роботехника, Блокчейн, Большие данные, Облачные вычисления, 3D-Печать. Каждая из этих технологий способна оказать влияние на жизнь человека и человечества. Они уже сейчас активно используются во многих странах на государственном и локальном уровнях, в компаниях, жилищах людей и различных товарах.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 172

Оценка читателей: голосов 0

1. Азимов А. Двухсотлетний человек // Азимов А. Я, робот: Авторский сборник. М.: Эксмо: СПб: Домино, 2008. С. 542–587.

2. Бучнев С. Организационно-экономические проблемы автоматизации в машиностроении // Сб. материалов VIII всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия Молодая», Кузбасский государственный технический ун-т им. Т.Ф. Горбачева; Отв. ред. О.В. Тайлаков. 2016. С. 502.

3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983.

4. Вишневский А.Н. Информационные технологии и шахматы // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2014. № 1. С. 50–57.

5. Костецкий В.В. Метафизика игры: от представления к понятию // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. 2002. Т. 2. № 2. С. 23–36.

6. Кутырев В.А. Крик против небытия // Вопр. философии. 2008. №8. С. 60–72.

7. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015.

8. Масланов Е.В. Артефакт как научная картина мира // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме сборник научных статей. Под общ. ред. И.Т. Касавина, А.М. Фейгельмана. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 68–70.

9. Савчук В.В. Компьютерная игра как предмет медиафилософии // Медиафилософия. 2014. Т. Х. № Х. С. 3–23.

10. Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. Большие вызовы Цифровой революции // Философия и культура. 2018. № 8. С. 23–29.

11. Хаксли О. О дивный новый мир / пер. с англ. О. Сороки, В. Бабкова. СПб.: Амфора, 1999.

12. Blitz M. Checkmate, Human: How Computers Got So Good at Chess: From the Mechanical Turk to Deep Blue // Popular Mechanics, 14 Mar 2016. URL: https://www.popularmechanics.com/technology/a19914/chess-computers/ (дата обращения: 12.04.2018).

13. Breazeal C.L. Sociable machines: expressive social exchange between humans and robots: Thesis (Sc.D.). Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2000. URL: https://dspace.mit.edu/handle/1721.1/9303 (дата обращения 15.12.2018).

14. Downey G.L., Dumit J., Williams S. Cyborg Anthropology // Cultural Anthropology. 1995. Vol. 10. N 2. P. 264–269.

15. Ferguson A. The Sex Doll: A History. Jefferson: McFarland & Company, 2010.

16. Forbes P.A. et al. Dummy for simulating human physical behaviour, method for simulating human physical behaviour: Patent 9063029 USA. 2015.

17. Gatebox (official site). URL: https://gatebox.ai/home (дата обращения 15.12.2018).

18. Gatebox, ‘the holographic girlfriend’ that is all the rage in Japan // IceCream People — IP HUB. URL: http://www.icecreampeople.org/gatebox-the-holographic-girlfriend-that-is-all-the-rage-in-japan/ (дата обращения 15.12.2018).

19. Langcaster-James M., Bentley G.R. Beyond the Sex Doll: Post-Human Companionship and the Rise of the ‘Allodoll’ // Robotics. 2018. Vol. 7. N 4. P. 62.

20. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division, 2011.

21. Moravec H. The Age of Robots // The Robotics Institute Carnegie Mellon University. URL: http://www.frc.ri.cmu.edu/~hpm/project.archive/general.articles/1993/Robot93.html (дата обращения 15.12.2018).

22. Morris D.Z. The Creepy Virtual Assistant That Embodies Japan’s Biggest Problems // Fortune. URL: http://fortune.com/2016/12/18/gatebox-virtual-assistant-japan/ (дата обращения 15.12.2018).

23. Richardson K. Sex Robot Matters: Slavery, the prostituted and the Rights of Machines! // IEEE Technology and Society. 2016. Vol. 35 (2). P. 46–53.

24. Shannon C. Programming a Computer for Playing Chess // Philosophical Magazine. 1950. Ser. 7. Vol. 41. N 314. P. 256–275.

25. Silvera-Tawil D., Rye D., Velonaki M. Artificial skin and tactile sensing for socially interactive robots: A review // Robotics and Autonomous Systems. 2015. Vol. 63. Part 3. P. 230–243.

26. The Last AI Breakthrough DeepMind Made Before Google Bought It For $400m // Medium. URL: https://medium.com/the-physics-arxiv-blog/the-last-ai-breakthrough-deepmind-made-before-google-bought-it-for-400m-7952031ee5e1 (дата обращения: 12.04.2018).

27. Turing A. Computing Machinery and Intelligence // The Mind. 1950. Vol. 59. P. 433–460.

28. Vertovšek N., Greguric I. Philosophy of Future Cyberspaces and the Transhumanistic Reality // Filozofska istraživanja. 2008. Vol. 38. N 1. P. 99–116.

29. Walker R. Hyperreality Hobbying // The New York Times Magazine. Feb. 20, 2005. URL: https://www.nytimes.com/2005/02/20/magazine/hyperreality-hobbying.html (дата обращения 15.12.2018).

30. Walsh F. Human‐Animal Bonds I: The Relational Significance of Companion Animals // Family Process. 2009. Vol. 48. N 4. P. 462–480.

31. Yee N., Bailenson J.N., Urbanek M., Chang F., Merget D. The Unbearable Likeness of Being Digital: The Persistence of Nonverbal Social Norms in Online Virtual Environments // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10. № 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх