Человек и «умная» техника: параллельная эволюция

 
Код статьиS023620070005956-8-1
DOI10.31857/S023620070005956-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник кафедры философии
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Российская Федерация, 603155 Нижний Новгород, Большая Печерская ул., д. 25/12
Должность: Преподаватель Департамента социальных наук
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 603155 Нижний Новгород, Большая Печерская ул., д. 25/12
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №4
Страницы113-129
Аннотация

Развитие человечества и его культуры неотъемлемо связано с созданием, использованием и совершенствованием различных орудий труда. Со временем к ним добавились невещественные артефакты, которые обусловили как облик самого человека, его практики и жизненного мира, так и реалии всей цивилизации. В процессе развертывания Четвертой промышленной революции большое значение приобретает взаимоотношение человека, техники и технологий. Появление новых технологий открыло перед человечеством невиданные вычислительные и производственные возможности. Фундаментальные изменения, обусловленные качественным рывком развития вычислительных технологий, подводят нас к состоянию стирания условных границ между миром человека и миром техники. В своем стремлении освободиться от довлеющей обыденности — монотонного, лишенного какого-либо серьезного творческого потенциала и «несвободного» труда — человек предпринимает попытки как можно больше подобных функций переложить на плечи различных технологических решений. Более того — человек в некотором отношении оказывается заложником техники, которая обуславливает его новообразованную повседневность. Техника уже становится дополнением, ассистентом, «партнером» для человека в решении рутинных проблем, выполняя различные повседневные задачи, становясь собеседником или «другом» или «питомцем». Авторы пытаются показать, что развитие техники — это вынесенная «за скобки» эволюция человека, и проследить тенденции ее развития. На основании анализа существующих тенденций высказывается предположение о возможностях будущего взаимодействия человека и техники, их места и роли в будущем высокотехнологичном мире. В то время как человек все больше становится Демиургом, техника исполняет роль его послушного создания.

Ключевые словатехнологии, Искусственный интеллект, Интернет, Четвертая промышленная революция, машина, вычислительные системы, игры
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-00335 «Коэволюция естественного и искусственного как условие сохранения жизненного мира человека»).
Получено23.07.2019
Дата публикации30.07.2019
Кол-во символов29132
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1969

Оценка читателей: голосов 0

1. Азимов А. Двухсотлетний человек // Азимов А. Я, робот: Авторский сборник. М.: Эксмо: СПб: Домино, 2008. С. 542–587.

2. Бучнев С. Организационно-экономические проблемы автоматизации в машиностроении // Сб. материалов VIII всероссийской, научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия Молодая», Кузбасский государственный технический ун-т им. Т.Ф. Горбачева; Отв. ред. О.В. Тайлаков. 2016. С. 502.

3. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983.

4. Вишневский А.Н. Информационные технологии и шахматы // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2014. № 1. С. 50–57.

5. Костецкий В.В. Метафизика игры: от представления к понятию // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. 2002. Т. 2. № 2. С. 23–36.

6. Кутырев В.А. Крик против небытия // Вопр. философии. 2008. №8. С. 60–72.

7. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015.

8. Масланов Е.В. Артефакт как научная картина мира // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме сборник научных статей. Под общ. ред. И.Т. Касавина, А.М. Фейгельмана. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 68–70.

9. Савчук В.В. Компьютерная игра как предмет медиафилософии // Медиафилософия. 2014. Т. Х. № Х. С. 3–23.

10. Слюсарев В.В., Хусяинов Т.М. Большие вызовы Цифровой революции // Философия и культура. 2018. № 8. С. 23–29.

11. Хаксли О. О дивный новый мир / пер. с англ. О. Сороки, В. Бабкова. СПб.: Амфора, 1999.

12. Blitz M. Checkmate, Human: How Computers Got So Good at Chess: From the Mechanical Turk to Deep Blue // Popular Mechanics, 14 Mar 2016. URL: https://www.popularmechanics.com/technology/a19914/chess-computers/ (дата обращения: 12.04.2018).

13. Breazeal C.L. Sociable machines: expressive social exchange between humans and robots: Thesis (Sc.D.). Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2000. URL: https://dspace.mit.edu/handle/1721.1/9303 (дата обращения 15.12.2018).

14. Downey G.L., Dumit J., Williams S. Cyborg Anthropology // Cultural Anthropology. 1995. Vol. 10. N 2. P. 264–269.

15. Ferguson A. The Sex Doll: A History. Jefferson: McFarland & Company, 2010.

16. Forbes P.A. et al. Dummy for simulating human physical behaviour, method for simulating human physical behaviour: Patent 9063029 USA. 2015.

17. Gatebox (official site). URL: https://gatebox.ai/home (дата обращения 15.12.2018).

18. Gatebox, ‘the holographic girlfriend’ that is all the rage in Japan // IceCream People — IP HUB. URL: http://www.icecreampeople.org/gatebox-the-holographic-girlfriend-that-is-all-the-rage-in-japan/ (дата обращения 15.12.2018).

19. Langcaster-James M., Bentley G.R. Beyond the Sex Doll: Post-Human Companionship and the Rise of the ‘Allodoll’ // Robotics. 2018. Vol. 7. N 4. P. 62.

20. McLuhan M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division, 2011.

21. Moravec H. The Age of Robots // The Robotics Institute Carnegie Mellon University. URL: http://www.frc.ri.cmu.edu/~hpm/project.archive/general.articles/1993/Robot93.html (дата обращения 15.12.2018).

22. Morris D.Z. The Creepy Virtual Assistant That Embodies Japan’s Biggest Problems // Fortune. URL: http://fortune.com/2016/12/18/gatebox-virtual-assistant-japan/ (дата обращения 15.12.2018).

23. Richardson K. Sex Robot Matters: Slavery, the prostituted and the Rights of Machines! // IEEE Technology and Society. 2016. Vol. 35 (2). P. 46–53.

24. Shannon C. Programming a Computer for Playing Chess // Philosophical Magazine. 1950. Ser. 7. Vol. 41. N 314. P. 256–275.

25. Silvera-Tawil D., Rye D., Velonaki M. Artificial skin and tactile sensing for socially interactive robots: A review // Robotics and Autonomous Systems. 2015. Vol. 63. Part 3. P. 230–243.

26. The Last AI Breakthrough DeepMind Made Before Google Bought It For $400m // Medium. URL: https://medium.com/the-physics-arxiv-blog/the-last-ai-breakthrough-deepmind-made-before-google-bought-it-for-400m-7952031ee5e1 (дата обращения: 12.04.2018).

27. Turing A. Computing Machinery and Intelligence // The Mind. 1950. Vol. 59. P. 433–460.

28. Vertovšek N., Greguric I. Philosophy of Future Cyberspaces and the Transhumanistic Reality // Filozofska istraživanja. 2008. Vol. 38. N 1. P. 99–116.

29. Walker R. Hyperreality Hobbying // The New York Times Magazine. Feb. 20, 2005. URL: https://www.nytimes.com/2005/02/20/magazine/hyperreality-hobbying.html (дата обращения 15.12.2018).

30. Walsh F. Human‐Animal Bonds I: The Relational Significance of Companion Animals // Family Process. 2009. Vol. 48. N 4. P. 462–480.

31. Yee N., Bailenson J.N., Urbanek M., Chang F., Merget D. The Unbearable Likeness of Being Digital: The Persistence of Nonverbal Social Norms in Online Virtual Environments // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10. № 1.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх