Становление репрезентационных возможностей в ходе эмоционального развития ребенка

 
Код статьиS023620070005383-8-1
DOI10.31857/S023620070005383-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, 119571 Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №3
Страницы107-119
Аннотация

Сравниваются две модели эмоционального развития, уделяющие особое внимание механизму перехода от более ранних форм эмоций к более зрелым. Модель интериоризации М. Холодински предлагает интерпретировать эмоциональное развитие по аналогии с подходом Л.С. Выготского к развитию мышления. Модель социо-биологической обратной связи в эмоциональном развитии Д. Гергея и Дж. Уотсона базируется на механизме восприятия согласованности. Анализ выявил как общие черты, так и различия между подходами. В обеих моделях механизм развития эмоций представляет собой включение внешних коммуникативных знаков во внутренний индивидуальный процесс управления действием на основе эмоций. Ключевое различие определяется тем, какое место в общей логике занимает появление в конце первого года жизни полноценно функционирующих эмоций. В модели Гергея и Уотсона оно интерпретируется как состоявшееся преобразование процесса реализации эмоций путем включения в него прежде внешнего коммуникативного знака. В модели Холодински оно — лишь промежуточный этап на пути интериоризации внешнего знака, который ведет к возникновению в дошкольном возрасте новой формы эмоции, опирающейся на внутреннюю эмоциональную экспрессию и позволяющей анализировать свои эмоции во внутреннем плане. Рассматриваемые модели и выдвинутые теоретические модификации интересны в качестве основы для эмпирических исследований в данной области.

Ключевые словаразвитие эмоций, интериоризация, репрезентация эмоций, предшественники эмоций в младенчестве, полноценно функционирующие эмоции, социальное научение, эмоциональная экспрессия
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-18-01047).
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов24335
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1369

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Директ-Медиа, 2014.

2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2007.

5. Barrett L.F., Russell J.A. The structure of current affect: Controversies and emerging consensus // Current directions in psychological science. 1999. Vol. 8, N 1. P. 10–14.

6. Beebe B., Lachmann F.M. The contribution of mother-infant mutual influence to the origins of self-and object representations // Psychoanalytic psychology. 1988. Vol. 5, N 4. P. 305.

7. Campos J.J., Barrett K.C., Lamb M.E., Goldsmith H.H., & Stenberg C. Socioemotional development // Handbook of child psychology. Vol. 2. N.Y.: Wiley, 1983. P. 783–915.

8. Ekman P. An argument for basic emotions // Cognition & emotion. 1992. Vol. 6, N 3–4. P. 169–200.

9. Ekman P., Cordaro D. What is meant by calling emotions basic // Emotion review. 2011. Vol. 3, N 4. P. 364–370.

10. Frijda N.H. The emotions. N.Y.: Cambridge University Press, 1986.

11. Frijda N.H. The laws of emotion // American psychologist. 1988. Vol. 43, N 5. P. 349.

12. Gergely G., Watson J.S. Early socio-emotional development: Contingency perception and the social-biofeedback model // Early social cognition: Understanding others in the first months of life. 1999. Vol. 60. P. 101–136.

13. Hains S.M.J., Muir D.W. Infant sensitivity to adult eye direction // Child development. 1996. Vol. 67, N 5. P. 1940–1951.

14. Holodynski M. The miniaturization of expression in the development of emotional self-regulation // Developmental Psychology. 2004. Vol. 40, N 1. P. 16.

15. Holodynski M. The internalization theory of emotions: A cultural historical approach to the development of emotions // Mind, Culture, and Activity. 2013. Vol. 20, N 1. P. 4–38.

16. Holodynski M., Friedlmeier W. Development of emotions and emotion regulation. N.Y.: Springer Science & Business Media, 2006.

17. Holodynski M., Seeger, Kortas-Hartmann, & Wörmann. Placing emotion regulation in a developmental framework of self-regulation // Handbook of self-regulatory processes in development: New directions and international perspectives. N.Y.: Routledge, 2013. P. 27–59.

18. Labouvie-Vief G. Dynamic integration: Affect, cognition, and the self in adulthood // Current directions in psychological science. 2003. Vol. 12, N 6. P. 201–206.

19. Lazarus R.S. Emotion and adaptation. N.Y.: Oxford University Press on Demand, 1991.

20. Leslie A.M. Pretense and representation: The origins of ‘theory of mind’ // Psychological review. 1987. Vol. 94, N 4. P. 412.

21. Leslie A.M. ToMM, ToBy, and Agency: Core architecture and domain specificity // Mapping the mind: Domain specificity in cognition and culture. N.Y.: Cambridge University Press, 1994. P. 119–148.

22. Lewis M. Self-conscious emotions // Emotions. 2000. P. 742.

23. Saarni C. The development of emotional competence. N.Y.: Guilford Press, 1999.

24. Scherer K.R. Appraisal considered as a process of multilevel sequential checking // Appraisal processes in emotion: Theory, methods, research. 2001. Vol. 92, N 120. P. 57.

25. Sroufe L.A. Emotional development: The organization of emotional life in the early years. N.Y.: Cambridge University Press, 1997.

26. Tronick E.Z. Emotions and emotional communication in infants // American psychologist. 1989. Vol. 44, N 2. P. 112.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх