Самосознание при аутизме

 
Код статьиS023620070004922-1-1
DOI10.31857/S023620070004922-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Кафедра онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №2
Страницы57-68
Аннотация

Исследуется формирование смыслового сознания и самосознания в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). При РАС у больного наблюдается отсутствие модели психического (сознания других людей): он не может встать на точку зрения другого человека. У него нет коммуникативной речи, вследствие чего отсутствует обучаемость в детстве. Согласно многочисленным данным, в основе РАС лежат нарушения сенсорной сферы в виде гиперчувствительности. Это приводит к торможению во многих сенсорных каналах, а также к торможению ряда рефлексов. Отсутствует взгляд в глаза, в результате чего не формируется совместное внимание. Ребенок не прослеживает взгляд матери и не понимает указательного жеста. Этот жест в норме является универсальным означающим, формирующим у субъекта горизонт потенциальности. Этот горизонт дает возможность вырваться из точки здесь-и-сейчас, что приводит к изменению структуры субъекта с эгоцентрической на эксцентрическую. Эксцентрическая позиция (Плеснер) означает, что у субъекта имеется непосредственное «Я» и рефлексивное «Я». Для формирования эксцентрической позиции необходимо участие Других. Однако при аутизме отсутствует горизонт потенциальности и эксцентрическая позиция. Анализируется происхождение рефлексии и указывается, что рефлексивное «Я» формируется путем интериоризации взгляда и речи Других. Поэтому без взаимодействия с Другими невозможно формирование рефлексивного «Я». Делается вывод, что самосознание формируется ранее, чем рефлексия, позже всего формируется модель психического. Формирование модели психического, как и собственно эксцентрической позиции, может растянуться на всю жизнь субъекта. Делается предположение, что так происходит у некоторых субъектов с РАС, которым удалось преодолеть аутизм. Также рассматривается вопрос о тормозной доминанте в эксцентрической субъектной позиции. Рефлексивное «Я» оказывает тормозящее действие на непосредственное «Я», благодаря чему достигается тонкость в управлении собой и отстранение от внутренних импульсов.

Ключевые словааутизм, самосознание, расстройства аутического спектра, эксцентрическая позиция, интериоризация, рефлексивное «Я», модель психического
Получено24.06.2019
Дата публикации24.06.2019
Кол-во символов25655
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 2028

Оценка читателей: голосов 0

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф,

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 5–328.

3. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука; Ювента, 1998.

4. Косилова Е.В. От суггестии к сознанию // Вопр. философии. 2012. № 3. С. 15–27.

5. Косилова Е.В. Феноменологический анализ роли Других в формировании горизонта потенциальности // Вопр. философии. 2016. № 1. С. 82–91.

6. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я» // Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М.: Русское феноменологическое о-во, 1997.

7. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГППУ, 2008.

8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

9. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М.: Росспэн, 2004.

10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: проблемы палеопсихологии. СПб.: Алетейя, 2007.

11. Сергиенко Е.А. и др. Модель психического в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009.

12. Юханссон И. Особое детство. М.: Теревинф, 2010.

13. Happé F., Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // J. Autism Dev. Disord. 2006. Vol.36, N 1. P. 5–25.

14. Baron-Cohen et al. Talent in autism: hyper-systemizing, hyper-attention to detail and sensory hypersensitivity // Phil. Trans. R. Soc. B. 2009. N 364. P.1377–1383.

15. Cohen Sh. Targeting autism. Univ. of California Press, 2006.

16. Gomes E., Pedroso F.S., Wagner M.B. Auditory hypersensitivity in the autistic spectrum disorder // Pro Fono. 2008. Vol. 20, N 4. P. 279284.

17. Sass, L., Parnas, J. Schizophrenia, Consciousness, and the Self // Schizophrenia Bulletin. 2003. Vol. 29, N 3. P. 20.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх