Ноосферное будущее человечества: научное предвидение или квазинаучный миф?

 
Код статьиS023620070003022-1-1
DOI10.31857/S023620070003022-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 30 Выпуск №1
Страницы66-74
АннотацияВстатье рассматривается учение о ноосфере В.И. Вернадского, которое вобрало в себя идею будущей автотрофности человечества. Анализируются концепции последователей Вернадского — академика Н.Н. Моисеева, который ввел термин «эпоха ноосферы» как исторического этапа, где Коллективный Разум человека и его Коллективная Воля будут способны обеспечить коэволюцию природы и общества, а также ряда других мыслителей. Автор приходит к выводу, что учение о ноосфере вписывается в современное мировоззрение общества и принимается как очевидность без должного критического рассмотрения. Приводится критика этого учения со стороны ряда отечественных философов, в частности говорится об отрицательном отношении Р.С. Карпинской к данной идее, о сомнениях А.Н. Чумакова в возможности возникновения ноосферы. Рассматривается проблема жизни и ее происхож-дения в концепции академика Г.А. Заварзина, который отрицает учение о ноосфере и вводит термин «какосфера» для обозначения области дисгармонического развития, созданной человеком. Согласно его концепции, в процессе исторического развития земли возникает отнюдь не ноосфера с ее разумом, а антропогенная экосистема. В своих работах он фиксирует роль человечества в нарушении хода естественных процессов нашей планеты: исчезновение старых видов и возникновение новых в результате антропогенных воздействий. Ученый рассматривает человечество не как вершину прогрессивного развития жизни, а как нарушителя естественных процессов на нашей планете. Общая картина развития жизни Г.А. Заварзина кардинально отличается от представлений В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева и других последователей учения о ноосфере. В заключение автор приходит к выводу, что ноосферная модель изначально основана на прогрессистских ценностных установках и зависит от мировоззренческих представлений эпохи модерна, а также от ценностных предпочтений ее создателей. Эти общие представления не основываются на данных современной науки, выходят за рамки научного понимания и порой приводят к квазинаучным представлениям о действительности. 
Ключевые слованоосфера, В.И. Вернадский, автотрофность, экосистема, какосфера, экологический кризис, научное предвидение
Дата публикации29.03.2019
Кол-во символов16034
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Утопии ХХ столетия отличаются от утопий предшествующих веков в частности тем, что они нередко принимают респектабельный облик научных гипотез. Ярким примером этому может служить учение о ноосфере В.И. Вернадского. Выдающийся ученый-натуралист был сыном своей эпохи. Представления, витавшие в духовном пространстве его времени, получили воплощение в идеях прогресса, веры в силу человеческого разума, а также в возможность построения на земле справедливого общества.
2 Вернадский исходил из целостного видения мира, в котором действуют единые для всей природы и общества законы. В процессе естественноисторического развития на земле совершенствуется и усложняется не только жизнь (принцип цефализации), но и человечество в целом. Ученый полагал, что разум развивается по законам эволюции жизни и выполняет ее цели. Отсюда вытекает неодолимость возникновения ноосферы, как закономерного этапа развития биосферы.
3 В настоящее время сама окружающая среда без вмешательства человека не в состоянии сохранить свою системную организованность, и поэтому человеческий разум оказывается у Вернадского созидающим началом и одновременно спасителем природы. Этот разум способен также построить идеальное общество, основанное на принципах справедливости, в котором осуществится гармония человека и природы [7, с. 138–146].
4 По мнению Вернадского, в этих процессах науке отводится особая созидающая роль. Он пишет: «К началу ХХ века появилась в ясной реальной форме возможная для создания единства человечества сила — научная мысль. Это — сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере. Она выявилась впервые в истории человечества в новой форме, с одной стороны, в форме логической обязательности и логической непререкаемости — ее основных достижений и, во-вторых, в форме вселенскости, — охвате ею всей биосферы, всего человечества, в создании одинаковой стадии ее организованности — ноосферы. Научная мысль впервые выявляется как сила, создающая ноосферу» [1, с. 51]. В результате «сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу… но, для нас важен факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом; с законами природы, которые отвечают ноосфере» [там же, с. 288].
5 Наконец, ученый полагал, что по достижении ноосферной стадии развития человек станет автотрофом. При этом автотрофность у Вернадского особая — «социальная»: человек ноосферы будет синтезировать искусственную пищу и перестанет питаться не только животной, но и растительной пищей. И тогда весь мир освободится от уничтожения и произойдет невиданная революция природы.
6 Мы видим, что Вернадский отошел от заявленной им позиции натуралиста и в фундамент своей концепции положил представления не научного, а мировоззренческого характера. Центральные положения его ноосферной гипотезы вырастают на мировоззренческих представлениях об устройстве мироздания, вершиной которого оказывается гармоническое общество. В результате получается смешение философской и естественнонаучной аргументации.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 3686

Оценка читателей: голосов 0

1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М.: Наука, 2001.

2. Заварзин Г.А. Какосфера: Философия и публицистика. М.: Ruthenica, 2011.

3. Карпинская Р.С. Натуралистическое сознание и космос // Философия русского космизма. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

4. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству. М.: ГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 1999.

5. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Изд-во «Прогресс», 1980.

6. Урсул Г.А., Урсул А.Д. Социоприродное развитие в универсальной истории // Земля и Вселенная. 2005. № 1.

7. Фесенкова Л.В. Мировоззренческие и естественнонаучные основания идей В.И. Вернадского и современность // Ценологические исследования. 2013. Вып. 51.

8. Чумаков А.Н. Глобализация: Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2005.

9. Яншина Ф.Т. Эволюция взглядов Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М.: Наука, 1996.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх