Советская философия и философия советского периода как предмет исследования

 
Код статьиS023620070000324-3-1
DOI10.31857/S023620070000324-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики, руководитель группы истории философии советского и постсоветского периода Института философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Аффилиация: Институт философии РАН
Аффилиация: Институт научной информации по общественным наукам РАН
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №4
Страницы71-93
Аннотация

Участники очередной беседы в рамках цикла “Анатомия философии. Реплики” затронули вопросы о современном состоянии исследований в области советской философии, о сходстве и различии между периодом 1920-х–1950-х и 1960-х–1980-х годов в истории советской философии, о разногласиях, существовавших между русскими марксистами до революции 1917 г., о создании Института философии во главе с А. Дебориным, о сталинизме в философии и политических репрессиях в отношении философов, о возрождении профессиональной философии, об институционализации философии в Советском Союзе, о принципах философского образования, о системе подготовки и воспроизводства кадров философов.

Ключевые словаСоветская философия, философия советского периода, марксизм, махизм, сталинизм, политические репрессии, Институт философии
Получено02.10.2018
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов60229
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Ю.В. Синеокая (ведущая): Все мы понимаем, что изучение философии советского периода — дело очень непростое и очень ответственное. Это наше недавнее, во многом трагическое, прошлое, которое еще живо в памяти наших современников, это реальные судьбы старших коллег. Есть разные точки зрения на советскую эпоху, разные оценки действий людей, занимавшихся философией в это время. Тем важнее исследовать, анализировать, понимать не только их концепции и идеи, но и их судьбы, то, как распорядилось ими время. Без этого не понять, почему именно те или иные философские сюжеты были востребованы в эти годы, почему так, а не иначе сложилась интеллектуальная жизнь и повседневная история нашей страны.
2 Сегодня разговор поведут два “философских детектива” — у нас в гостях двое блестящих архивистов, известных историков отечественной философии советского периода. В приватных беседах я не раз бывала поражена рассказами о тех переплетениях случайностей и закономерностей, с которыми сталкиваются в своей работе историки мысли, исследующие советский период, удивлялась тому, как порой судьба (или случай?) дарят им важнейшие находки. За каждой публикацией наших сегодняшних гостей стоит огромная научная и человеческая, психологическая работа: они изучают семейную историю, разыскивают и расспрашивают родственников, учеников, соратников и единомышленников героев своих исследований.
3 Я рада представить вам наших гостей — доктора философских наук Сергея Николаевича Корсакова, ведущего научного сотрудника Института философии РАН и кандидата философских наук Юрия Владимировича Пущаева, старшего научного сотрудника отдела философии ИНИОН.
4 С.Н. Корсаков: Когда мы обдумывали тему, сами понятия “советская философия” и “философия советского периода” для нас сразу же проблематизировались. Понятно, что в самом выражении “советская философия” заключен идеологический подтекст. Но сам этот подтекст нередко оказывается двусмысленным, а иногда и прямо вводит в заблуждение. Философия подчинялась идеологии (или даже подменялась ею), а та превращалась в дубину. Но дело в том, что как раз тех, кто были искренне советскими, эта дубина часто била в первую очередь, а на поверхность выносило тех, кто “советскость” удачно имитировал. Так что не всякая философия советского периода была действительно советской, и здесь перед нами реальная проблема.
5 Вторая часть названия — “как предмет исследований” — это, казалось бы, вполне стандартная научная формулировка. Но я бы проблематизировал и ее. Дело в том, что атмосфера нашей науки и философии долгое время не способствовала тому, чтобы эта тематика вообще изучалась. Определенной смелости требует даже сама постановка вопроса: “советская философия как предмет исследования”. Ведь сегодня принято представлять, что, после того, как в 1922 году отплыл “философский пароход”, образовалась некое серое пятно. За ним уже не пытаются разглядеть ни людей, ни идеи, ни философскую борьбу, ни интересные теоретические ходы, которые потом могли возобновляться.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2090

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх