Основные проблемы железнодорожного транспорта России и пути их решения

 
Код статьиS265838870030610-4-1
DOI10.33276/S265838870030610-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Москва, Мароновский пер., 26
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 7 Выпуск 1
Аннотация

В статье представлен обзор публикаций о состоянии железнодорожной отрасли РФ в последние два десятилетия.  Указаны основные проблемы, с которыми она сталкивается в том числе в результате санкционного давления со стороны западных стран. Обозначены подходы к решению одной из главных задач, которые стоят перед ОАО «РЖД» – увеличение пропускных и провозных способностей железных дорог. 

Ключевые словажелезнодорожные грузовые перевозки, грузооборот, участковая и техническая скорости, неравномерность загрузки инфраструктуры, пропускная и провозная способности
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2023-0004 «Цифровизация и формирование современного информационного общества: когнитивные, экономические, политические и правовые аспекты»)
Получено08.05.2024
Дата публикации08.05.2024
Кол-во символов18922
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 Основу грузовых перевозок в России составляют три ключевых вида транспорта – железнодорожный, автомобильный и трубопроводный. Железные дороги в России исторически несли основную транспортную нагрузку, особенно в сфере грузоперевозок. Железнодорожный транспорт экономически более выгоден, чем автомобильный при перевозках больших объемов грузов на дальние расстояния. Железные дороги выполняют более 45 % всего грузооборота с учетом трубопроводного транспорта (без учета трубопроводного транспорта эта доля больше 84 %) и более 24 % всего пассажирооборота. Деятельность железнодорожного транспорта обеспечивает сохранение социально-экономической стабильности и стимулирует экономический рост в стране. Развитие железнодорожной сети и создание новых маршрутов способствует развитию экономики регионов, повышению уровня жизни населения и обеспечению обороноспособности страны. Кроме того, железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта, а развитие железнодорожной сети может способствовать сокращению использования автотранспорта и, как следствие, снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.
3 В статье приведен обзор работ, в которых представлено состояние железнодорожной отрасли в России в сфере грузовых перевозок, в том числе проблем, стоящих перед ней. Изложены основные тенденции, которые наблюдались в работе железнодорожного транспорта в последние два десятилетия, а также выделены факторы (процессы), которые в наибольшей степени сформировали эти тенденции. Это позволило обозначить важный технологический путь решения основной проблемы, стоящей перед отраслью.
4

Динамика основных показателей работы железнодорожного транспорта России в сфере грузоперевозок

5 Cеть железных дорог России входит в число ведущих железнодорожных систем мира, занимая, третье место в мире (после США и Китая) как по эксплуатационной длине, так и по грузообороту. Однако, по сравнению с США и особенно с Китаем доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузооборота существенно выше (рис. 1).
6
Pic1_

Рис. 1. Структура грузооборота в ряде стран, 2020 г. Источник: [13]

7 В структуре грузооборота России преобладают железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. В 1990 году доля этих видов транспорта в общем объеме грузооборота была приблизительно одинаковой (рис. 2). В период с 1990 по 1998 год железнодорожная отрасль России испытывала общий спад и недостаток финансирования, что привело к резкому снижению ее доли в структуре грузооборота и доминированию трубопроводного транспорта. В последующие годы грузооборот железных дорог стал увеличиваться и в 2018 году почти достиг показателей трубопроводного транспорта [1]. В последние годы грузооборот железнодорожного транспорта незначительно превысил грузооборот трубопроводного транспорта.

всего просмотров: 59

Оценка читателей: голосов 0

1. Грузовые перевозки в России: обзор текущей статистики / Аналитический центр при Правительстве РФ // Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. – 2019. – № 53, сентябрь. – URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/24196.pdf/ (дата обращения: 14.01.2024).

2. Девятков, В. В. Оперативное управление поездопотоками на сети железных дорог России с использованием имитационной модели «Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте / В. В. Девятков, Т. В. Девятков, М. М. Назмеев [и др.] // Компьютерное и математическое моделирование» (ИСУЖТ-2019): Интеллектуальные системы управления на железнодорожном транспорте. Компьютерное и математическое моделирование (ИСУЖТ-2019) : труды Восьмой научно-технической конференции (Москва, 21 ноября 2019 г.). – 2019. – С. 79-83.

3. Долгий, А. И. Концептуальный подход к построению современной платформы управления перевозочным процессом в ОАО «РЖД» / А. И. Долгий // Труды АО "НИИАС" : Сборник статей. Том 1. Выпуск 11. – Москва : Типография АО "Т 8 Издательские Технологии", 2021. – С. 9-31.

4. Мачарет, Д. А. Влияние неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры на скорости в грузовом движении / Д. А. Мачарет, А. Д. Разуваев, А. Ю. Ледней // Экономика железных дорог. – 2022. – №6. – С. 14-28.

5. Мачерет, Д. А. Экономическая оценка сезонной неравномерности загрузки железнодорожной инфраструктуры / Д. А. Мачерет, А. Д. Разуваев, А. Ю. Ледней // Мир транспорта. – 2020. – № 1. – С. 94-115.

6. Обзор работы грузового железнодорожного транспорта за 12 месяцев 2023 года – 2024 / Союз операторов железнодорожного транспорта. – URL:https://www.railsovet.ru/upload/iblock/d0c/9b2tx6i2zwcb4u7x8lsvwuojqs6qh1rd.pdf (дата обращения: 14.01.2024).

7. Пленкин, С. А. Разработка методики перераспределения вагонопотоков (на примере Северо-Западного полигона) / С. А. Пленкин, А. В. Новичихин // Бюллетень результатов научных исследований. – 2023. – Вып. 3. – С. 73–84.

8. Путь на восток: развитие евразийских транспортных коридоров : аналитический доклад / Институт проблем естественных монополий. – 4 ноября 2023. – URL:. https://ipem.ru/content/put-na-vostok-razvitie-evrazii-skikh-transportnykh-koridorov/ (дата обращения: 14.01.2024).

9. Рынок грузового железнодорожного транспорта России: итоги 2022 года; прогноз до 2023 года / Агентство «INFOLine». – 2022. – URL: https://infoline.spb.ru/upload/iblock/d87/d87543b232ee03d52088045b2b6026fb.pdf (дата обращения: 14.01.2024).

10. Терёшина, Н. П. Современные проблемы экономики железнодорожного транспорта: Учебное пособие для бакалавров и магистров направлений «Экономика» и «Менеджмент» / Н. П. Терёшина, И. А. Епишкин. – Москва : МГУПС (МИИТ), 2014. – 92 с.

11. Хусаинов, Ф. И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2022 году: экономико-статистический обзор / Ф. И. Хусаинов // Вестник транспорта. – 2023. – №4. – С. 2-13.

12. Шенфельд, К. П. Развитие методов управления перевозочным процессом в условиях рыночной экономики и реформирования железнодорожного транспорта / К. П. Шенфельд, Е. А. Сотников. – Москва : Научный мир, 2015. – 202 с.

13. Rodrigue, Jean-Paul. The Geography of Transport Systems / Jean-Paul Rodrigue. – New York : Routledge, 2020. – 456 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх