60 лет ЦЭМИ и в ЦЭМИ: идеи, отложенные в режим паузы

 
Код статьиS265838870028290-2-1
DOI10.33276/S265838870028290-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 6 Выпуск 3
Аннотация

Описываются идеи, возникавшие за много лет работы в институте, но задержавшиеся в реализации на десятилетия или оставшиеся вообще не осуществленными. Упоминаются лишь те, по которым были сделаны публикации. Названы возможные причины задержек.

Ключевые словадиалоговая оптимизация, искусственные общества, эволюционное моделирование, искусственный интеллект, стендовое моделирование, моделизация экономики, модельное экспериментирование
Получено03.11.2023
Дата публикации03.11.2023
Кол-во символов37009
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Для меня многолетнее пребывание в ЦЭМИ, как и для многих моих коллег, случилось в полном соответствии с известной восточной мудростью: «Выбери работу по душе, и ни одного дня труд не будет тебе в тягость».
2 Когда в начале 1964 г. я пришел в ЦЭМИ этой мудрости не знал, пострадавших от чрезмерного труда за последующие 60 лет не встретил, а необходимость обратиться к математике возникла из прежней работы в Министерстве транспорта. Тогда мы организовывали международные и междугородние перевозки грузов автомобилями. «Главмежавтотранс», «Совтрансавто» – это поздние знаки нашей деятельности начала 60-х годов. В междугородном сообщении тогда внедрялись перевозки по так называемым «тяговым плечам» – это когда два автомобиля-тягача с полуприцепами идут навстречу друг другу, в промежуточном пункте обмениваются полуприцепами, каждый автомобиль возвращается «домой», а грузы следуют дальше к адресатам. Таких передач («плеч») по маршруту могло быть несколько, так же, как и число отправляемых пар поездов. На мне лежала обязанность составлять графики (расписания) движения таких автомобилей – это около сотни пар поездов в сутки, главным образом, между основными грузообразующими городами европейской части страны. Пересечение грузопотоков в транспортных узлах делало составление таких расписаний проблемой. Явно нужна была помощь математики. Пошел доучиваться на инженерный поток мехмата МГУ, а после случайного знакомства с короткой заметкой в газете об учреждении ЦЭМИ в 1964 году оказался сначала в лаборатории известного транспортника Е. П. Нестерова, а затем в лаборатории Ю. А. Олейника. Далее за 60 лет к восточному прогнозу добавились призовые места в регатах парусных яхт, звание мастера спорта СССР, капитанские дипломы крейсерских яхт и моторных судов, экспедиции по заданиям академических институтов на Каспии, Балтике, Черном и даже Эгейском морях. Повезло участвовать в судейской бригаде на Олимпийской регате 1980г. в Таллинне, получить впечатление от штормов до 41 м/сек у острова Борнхольм (Балтика) и до 44 м/сек острова Кос и у горы Афон (Эгейское море). В общем за 60 лет в ЦЭМИ были разного рода достижения, но были еще идеи, которые по тем или иным причинам остались неосуществленными, но заслуживающими внимания, хотя бы для полноты отчета за 60 лет.
3 Е. П. Нестеров занимался развитием магистральных транспортных сетей с очень существенной математической и компьютерной поддержкой. В раннем ЦЭМИ эта тема не была поддержана, и много позже институт оказался не у дел при обосновании очень значимых для страны национальных проектов по международным транспортным коридорам.
4 У Ю. А. Олейника тон задавали его сокурсники по мехмату МГУ и по работе в Вычислительном центре Академии наук: Т. Великанова, В. Хрусталев, К. Ким – искусные алгоритмисты и программисты. Эти качества в какой-то мере передались всем остальным сотрудникам. Началом моей работы в институте была первая в стране компьютерная реализация метода «ветвей и границ» (ЭВМ Стрела 3М, 1964 г.). Занимались главным образом проблемами планирования грузовых автомобильных перевозок в городах. Отличительной чертой этой работы была тесная связь с практикой. По нашим «оптимальным» планам перевозились грузы торговли, почты и т. п. Особенно эффективным было планирование перевозок строительных грузов, когда для бурного в то время панельного строительства в Москве требовалось четкое согласование работы заводов железобетонных изделий, доставки панелей на строительные площадки и сборки домов «с колес», без накопления изделий на всегда ограниченных строительных площадках. Все планирование велось в духе главной идеи того времени – оптимизации по вмененным «правильным» критерия. Почти за двадцать лет такой работы были опубликованы десятки статей, защищены кандидатские и докторские диссертации, получены правительственные награды, выпущены две монографии. Не оставляя темы и забегая вперед, скажем, что сомнения в эффективности «оптимального» планирования появились спустя примерно 20 лет с начала его применения на практике. Статья не в мейнстриме того времени, несмотря на отрицательную рецензию молодого и перспективного доктора, была опубликована в журнале института [3]. Анализ неудач «оптимальных» решений показал необходимость учета, прежде всего, целеполагающего характера деятельности плановика (ЛПР) и следующей за этим многокритериальности в оценке плановых решений. Была замечена также «мягкость» разного рода ограничений в постановке задач, иногда можно было допускать некоторое превышение установленной грузовместимости автомобилей, продолжительности сменной работы водителей и т. п. Что-то из этого удалось учесть в вычислительных процедурах. Задавая предварительно, например, «веса» критериев, можно было регулировать переход с решения задачи по критерию минимизации пробега на критерий максимизации загрузки (минимизации числа используемых автомобилей).

всего просмотров: 106

Оценка читателей: голосов 0

1. Айвазян, С. А. Стендовое моделирование в экономике: сущность, цели, проблемы / С. А. Айвазян, В. А. Житков, В. Л. Макаров // Экономика и математические методы. – 1990. – Т. 26, вып. 2. – С. 197–206.

2. Бахтизин, А. Р. Регулирование транспортных потоков в городе – проблемы и решения / А. Р. Бахтизин, В. А. Житков, В. Л. Макаров //Экономика мегаполисов и регионов. – 2009. – №3 (27). – С. 2–7.

3. Безель, Б. П. Математические методы в планировании на транспорте: анализ итогов за 20 лет / Б. П. Безель, В. А. Житков // Экономика и математические методы. – 1987. – Т. 23, вып. 2. – С. 132–139.

4. Блаж, М. Н. Исследование системы экономических нормативов / М. Н. Блаж, В. М. Машиц, М. А. Родионов, Е. Г. Ясин // Сб. Проблемы стендового моделирования экономических объектов. – Москва : ЦЭМИ, 1987.

5. Геронимус, Б. Л. Математические методы в принятии решений на транспорте: эволюция методологии / Б. Л. Геронимус, В. А. Житков, В. А. Розе // Экономика и математические методы. – 1984. – Т. 20, вып. 2.

6. Дейч, А. Дж. Лист Мебиуса / А. Дж. Дейч. – Москва : Мир, 1968.

7. Житков, В. А. Модельный инструментарий для прогноза фермерского производства / В. А. Житков, А. В. Морозов, Л. В. Царфин // Экономика и математические методы. 1995. – Т. 31, вып. 4. – С. 123–130.

8. Житков, В.А. Достоинства и недостатки стратегических разработок последнего времени / В. А. Житков, Б. В. Лабренц // Экономика и математические методы. 2013. – Т. 49, №1. – С. 129–143.

9. Житков, В. А. Методологические и институциональные контуры системы государственного планирования / В. А. Житков // Экономист. – 2018. – №1. – С. 14–28.

10. Житков, В. А. Оборот основных фондов и проблемы интенсификации социалистической экономики / В. А. Житков, Э. Р. Норов // Сб. Статистика воспроизводственных процессов в экономике. – Москва : Наука, 1988.

11. Житков, В. А. О модельном стенде для апробации хозяйственных нововведений / В. А. Житков // Экономика и математические методы. – 1986. – Т. 23, вып. 4.

12. Житков, В. А Попытка моделирования процесса образования структурных форм / В. А. Житков, К. В. Ким, В. Б. Флегонтов // Труды III-й конференции молодых ученых ЦЭМИ. – Москва, 1969.

13. Житков, В. А. Процедура оценки эффективности социально-экономического управления / В. А. Житков, А. А. Корнейчук, Л. В. Царфин // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 7. – С. 21–31.

14. Житков, В. А. Региональные стратегии: практика разработки и направления совершенствования / В. А. Житков, Б. В. Лабренц, В. О. Розенталь // Экономика мегаполисов и регионов. – 2011. – № 4. – С. 22–33.

15. Житков, В. А. Социализация управленческого поведения при обучении на моделях / В. А. Житков, А. А. Корнейчук // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 1. – С. 134–141.

16. Житков, В. А. Технология модельных экономических экспериментов / В. А. Житков, А. А. Корнейчук, Л. В. Царфин // Экономика и математические методы. – 1997. – т.33, № 3.

17. Житков, В. А. Формирование управленческих мотивов и компетенций в имитационных играх / В. А. Житков, А. А. Корнейчук, Л. В. Царфин // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 5. – С. 75–87.

18. Житков, В. А. Экспериментирование и обучение на моделях: опыт многих лет / В. А. Житков, А. А. Корнейчук, Л. В. Царфин// Экономическая наука современной России. – 2011. – № 1. – С. 59–70.

19. Модельные эксперименты с механизмами экономического управления / Отв. ред. В. Л. Макаров, В. А. Житков; АН СССР, Центр. экон.-мат. ин-т. – Москва : Наука, 1989. – 221 с.

20. Управление транспортными процессами : [сборник статей] / АН СССР, Центр. экон.-мат. ин-т. – Москва : ЦЭМИ АН СССР, 1977.

21. Полтерович, В. М. Кризис экономической теории / В. М. Полтерович // Труды научного семинара «Неизвестная экономика»; Вып. 2. – Москва : ЦЭМИ РАН, 1997.

22. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма / В. Н. Бурков, В. В. Кондратьев, В. В. Цыганов, А. М. Черкашин; Отв. ред. А. М. Петровский. – Москва : Наука, 1984. – 272 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх