Теоретико-информационный подход к анализу планов студентов относительно будущей карьеры

 
Код статьиS265838870023994-6-1
DOI10.33276/S265838870023994-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Название журналаВестник ЦЭМИ
ВыпускТом 6 Выпуск 1
Аннотация

В статье проведён статистический анализ намерений студентов относительно выбора работы после окончания вуза. Используются данные опроса студентов об оценке важности различных мотивов выбора целевых установок. Основной целью было нахождение структуры совокупности намерений, которая выражается в форме некоторого графа непосредственных связей. Взаимосвязи между оценками намерений задают типологию студентов по их целевой ориентации. Благодаря целочисленности шкалы измерения намерений можно было использовать два способа оценки связей: стандартный корреляционный и теоретико-информационный. Как показали расчёты, оба способа дают похожие результаты. Для анализа использовались те непосредственные связи, которые были выявлены и тем и другим методом. Этим самым в определённой степени подтверждается возможность использования информаций Шеннона для нахождения непосредственных связей методом частных корреляций в случае номинальных шкал. Найденный граф непосредственных связей выявил типологию намерений студентов и тем самым позволяет говорить о самих студентах.

Ключевые словаиндексы информативности, непосредственные связи, частные корреляции, молодежь, опрос, карьерные планы студентов
Получено04.04.2023
Дата публикации05.04.2023
Кол-во символов25712
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

Введение

2 Среди многих проблем, с которыми столкнулось наше общество за последние годы, проблема молодёжи, её мироощущения и интересы, оказывается весьма существенной. Будущее России зависит от потенциала молодёжи сегодня. Студенчество – это специфическая группа молодежи, являющаяся её наиболее образованной и активной частью, которой под разными углами зрения занимается большое число исследователей [4, 8, 9, 13 и др.].
3 Эта динамичная группа зависит от изменяющихся социально-экономических условий, адаптируясь к ним скорее, чем взрослые люди с устоявшимися целевыми установками. Студенты просто по своему возрасту находятся на определенной стадии социо-культурного созревания личности. Именно студенчество представляет потенциальный, как интеллектуальный, так и трудовой ресурс для социально-экономического развития страны. Будущее поведение студентов на рынке труда будет зависеть от ситуации в этой сфере. Это внешние мотивационные факторы выбора карьерной траектории и способа жизни. Однако оно будет зависеть и от внутренних мотивов выбора будущей карьерной траектории и способа жизни. Комплекс мотивов очень сложный, они переплетены между собой и во-многом связаны. Поэтому и рассматривать их надо в комплексе, что и предлагается в данной статье.
4

Информационная база исследования

5 Информационная база исследования – опрос студенческой молодежи, проведённый в 2019 году в 5 городах Российской Федерации. При разработке программы анкетирования были учтены положения, изложенные в современной Концепции пространственного развития России, согласно которой экономический рост будет сконцентрирован в ограниченном числе центров, а социально-экономическая роль городов – региональных центров будет возрастать [14]. Предполагалось, что выбранные для исследования города могут стать в будущем областными центрами развития. При их выборе принимались во внимание численность населения и наличие в городе федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования. В качестве университетов – партнеров в первую очередь выбирались основные государственные университеты в областных центрах.
6

В результате были отобраны города:

 

1. Москва – мегаполис, где в обследование вовлечены пять вузов: МГУ им. М. В. Ломоносова, Российский экономический университет им.  Г. В. Плеханова, Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Дипломатическая академия МИД России, Государственный академический университет гуманитарных наук.

 

2. Воронеж – город-миллионник. В обследовании приняли участие Воронежский государственный университет и Воронежский государственный технический университет.

 

3. Тюмень – входит в число городов с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей. Обследован Тюменский государственный университет.

 

4. Астрахань также относится к числу городов с населением от 500 тысяч до 1 млн. Обследованы пять вузов: Астраханский государственный университет, Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Астраханский филиал Международного юридического института (Москва), Астраханский государственный технический университет, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет.

 

5. Тверь представляет в выборке города с населением от 100 до 500 тысяч населения. В обследовании приняли участие Тверской государственный технический университет и Тверской государственный университет.

 

Таким образом, в выборку попали 15 университетов.

всего просмотров: 121

Оценка читателей: голосов 0

1. Бриллюэн, Л. Наука и теория информации / Л. Бриллюэн – Москва : Физматгиз, 1960. – 392 с.

2. Винокурова, Н. А. Карьерные предпочтения астраханских студентов / Н. А. Винокурова // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов ; Математика. Компьютер. Образование: Сб. научн. трудов. Выпуск 29. – Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2022. – с. 68–77.

3. Винокурова, Н. А. Кто хочет стать миллионером? Портрет российского студента, желающего стать предпринимателем / Н. А. Винокурова, К. А. Комарова, Н. М. Светлов // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12, № 2.- с. 527-544.

4. Всероссийское социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды, направленное на изучение карьерных ожиданий и стремлений студентов и выпускников российских вузов. – Москва, 2018. – URL : https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/Research_2018_Presentation.pdf (дата обращения: 24.03.2023).

5. ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи // Общероссийский Профсоюз образования. – Пресс-служба Профсоюза, 24.05.2017. – URL : https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_cennosti_molodeji/ (дата обращения: 24.03.2023).

6. Гаврилец, Ю. Н. О статистической оценке уровня науки и образования в регионах РФ В 2017-2019 гг. / Ю. Н. Гаврилец, К. В. Лебедев, И. В. Тараканова // Трансформация социально-экономического пространства России и мира : сб. трудов Международной научно-практическая конференции (Сочи, 29 сентября – 02 октября 2021 года). – Краснодар : ООО "Просвещение-Юг, 2021. – с. 28-35.

7. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет: Россия 2016 / Г. В. Широкова, Т. В. Цуканова, К.А. Богатырева [и др.]. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2016. – 48 c.

8. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет [Электронный ресурс] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги // М-во образования и науки, Центр социологических исследований, Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва: Ин-т социологии РАН, 2010. – URL : https://search.rsl.ru/ru/record/01004744627 (дата обращения: 24.03.2023).

9. Зернов, Д. В. Социальное самочувствие советского и постсоветского студенчества / Д. В. Зернов, А. А. Иудин, А. А. Овсянников // Народонаселение. – 2015. – № 1. – с.51-70.

10. Нуркеев, А. С. Оценка результатов проекта GUESSS (глобальное исследование предпринимательского духа студентов) в контексте влияния первичного карьерного опыта на выбор выпускников (международный аспект) / А. С. Нуркеев // Вестник университета «Туран». – 2021. – № 3. – с. 258-263. – URL : https://vestnik.turan-edu.kz/jour/article/view/1918 (дата обращения: 24.03.2023).

11. Овсянников, А. А. Новое поколение: долгая дорога в поисках новых идеалов и смыслов жизни / А. А. Овсянников // Социологическая Наука и Социальная Практика. – 2015. – № 1. – с. 78-97.

12. Пфанцагль, И. Теория измерений / И. Пфанцагль. – Москва : Мир, 1976. – 248 с.

13. Раздевилова, О. П. Социальный портрет современного студента / О. П. Раздевилова, А. Р. Саляева, М. О. Антонова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2014. – № 5. – с. 663.

14. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 13.02.2019 № 207р (ред. от 30.09.2022) // КонсультантПлюс. – Москва, 1997—2023. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 24.03.2023).

15. Тараканова, И. В. Выявление структуры статистических взаимозависимостей в системе переменных в ППК MATHCAD / И. В. Тараканова // Вестник ЦЭМИ. -2019. – Т. 2, Выпуск 1. – URL : https://cemi.jes.su/s265838870004835-1-1/ (дата обращения: 24.03.2023).

16. Широкова, Г. В. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет: Россия 2013/2014 / Г. В. Широкова, Т. В. Цуканова, К.А. Богатырева. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. – 47 c.

17. Широкова, Г. В. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет: Россия 2018 / Г. В. Широкова, К.А. Богатырева, T. В. Беляева [и др.]. – Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 53 c.

18. Belmi, P. Who wants to get to the top? Class and lay theories about power / P. Belmi, K. Laurin // Journal of personality and social psychology. – 2016. – 111(4). – p. 505–529.

19. Gavrilets, Y.N. The Structure of Multidimensional Random Variables and Its Utilization in Social Research, in Quntitalive Sociology. – Academic Press, Inc. New York - San Francisco – London, 1975.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх