On post-Soviet nostalgia, «heavy hak» and pejoration of adjective «Soviet»

 
PIIS086956870006373-1-1
DOI10.31857/S086956870006373-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, Academic Adviser
Affiliation: Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 5
Pages14-19
Abstract

            

Keywords
Received04.09.2019
Publication date12.09.2019
Number of characters16152
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Статья Е.Ю. Зубковой, носящая, по её словам, импульсивно-провокационный характер, кроме несомненных интеллектуальных достоинств, обладает ещё и качеством, редко встречающимся в учёной среде – эмоциональностью. В ней явно ощущаются тревога и беспокойство, охватывающие академического исследователя в ситуации нарастания так называемой постсоветской ностальгии. Не берусь в научном ключе обсуждать происхождение этого феномена, но как обыватель, «рождённый в СССР», я склонна объяснять вселенскую «тоску по советскому» не столько желаниями вернуть «державу» и «смыслы», сколько бытовым страхом перед проблемой свободного выбора в сфере идеологии, культуры, быта, морали.
2 Разнообразие и плюрализм оказались серьёзным испытанием для многих. И всё же, размышляя над статьёй, считаю более важным обратить внимание на некоторые пространства, а также формы артикуляции и визуализации «постсоветской ностальгии». Наиболее заметно это проявляется в практиках непрофессиональных дискуссий о «советском» в Интернете и в создание «народных музеев». При этом любительская музеефикация российского прошлого ХХ в. отличается непродуктивной агрессивностью – как в виртуальности, так и в реальности. Винтажные чашечки, коробочки, флакончики, носочки, тапочки т.д., и т.п., которые, по мнению народных музейщиков, «должны вызвать у людей тёплые воспоминания и положительные эмоции», загораживают глобальные процессы именно социальной истории. Иной путь выбирают музейщики-профессионалы. Пишу об этом с полным правом, так как в начале 2000-х гг. выступила автором идеи выставки «НЭП: образ города и человека» в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. В этом проекте удалось соединить традиционные приёмы демонстрации разнообразных предметов и вещей с теоретическими посылами историко-антропологического характера. Временная выставка превратилась в часть постоянной экспозиции. С точки зрения визуализации прошлого одобрения заслуживает и деятельность Музея советских игровых автоматов, в частности его петербургского филиала. Здесь, наряду с постоянной, «контактной» экспозицией развлекательного характера, всегда присутствуют временные выставки, посвященные разным аспектам «советской жизни».
3 Зубкова справедливо пишет, что музей – лучшее место для презентации предметного мира прошлого, в том числе и недавнего. Тем не менее без фундаментальных исследований, вскрывающих общие закономерности истории, вещи «не заговорят». Они, конечно, будучи знаками, а иногда и символами прошлого, обладают социальным смыслом. Но вскрыть его возможно, лишь используя оптику общеисторической информации. Для примера возьму музей-квартиру С.М. Кирова. На рабочем столе стоит чернильный прибор из мрамора, украшенный резной скульптурой белого медведя на льдине. На приборе – металлическая накладка с гравировкой. Её содержание свидетельствует о том, что это подарок первому секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) от членов общества землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Трудно установить связь между ОЗЕТом и арктическим зверем. Вряд он представлял собой древнееврейский тотем. Но в данном случае важна не сама вещь, а скрытый в ней социальный подтекст. В конце 1920-х гг. стали закрываться объединения учёных, писателей, любителей словесности, русской старины, древних языков. Одновременно при полной поддержке Кирова разворачивали деятельность довольно странные организации, которые трудно отнести к числу добровольных. Это, в частности, ОЗЕТ, в задачи которого входило выселение 100 тыс. евреев из крупных промышленных и культурных центров в Биробиджанский район и, частично, европейское Заполярье – места, мало напоминавшие климатом «землю обетованную». За это, вероятно, члены общества и отблагодарили Кирова настольным белым медведем. Но грустную иронию подарка можно выявить только при сопоставлении «вещественной» (визуальной) и вербальной информации, только при наличии знаний об общегражданских сюжетах прошлого. Зубкова это прекрасно осознаёт.

Number of purchasers: 2, views: 1049

Readers community rating: votes 0

1. Belovinskij L.V. Ehntsiklopedicheskij slovar' istorii sovetskoj povsednevnosti. M., 2015. S. 7.

2. Krom M.M. Povsednevnost' kak predmet istoricheskogo issledovaniya // Istoriya povsednevnosti. Sbornik nauchnykh rabot. SPb., 2003. S. 11.

3. Lebina N.B. O pol'ze igry v biser. Mikroistoriya kak metod izucheniya sovetskoj povsednevnosti // Normy i tsennosti povsednevnoj zhizni. SPb.; Khel'sinki, 2000.

4. Lebina N.B. Passazhiry kolbasnogo poezda. M., 2019.

5. Lebina N.B. Povsednevnaya zhizn' sovetskogo goroda: normy i anomalii. 1920–1930-e gody. SPb., 1999.

6. Lebina N.B. Povsednevnost' ehpokhi kosmosa i kukuruzy. Destruktsiya bol'shogo stilya: Leningrad, 1950–1960-e gody. SPb., 2015.

7. Lebina N.B. Politicheskij sysk i rossijskaya povsednevnost' // Politicheskij sysk v Rossii: istoriya i sovremennost'. SPb., 1997.

8. Lebina N.B. Rossijskaya povsednevnost' v kontekste kontseptsii otklonyayuschegosya povedeniya // Vestnik SPbUEhF. 1996. № 2.

9. Lebina N.B. Sovetskaya povsednevnost': normy i anomalii (Ot voennogo kommunizma k bol'shomu stilyu). M., 2015.

10. Lebina N.B. Ehntsiklopediya banal'nostej. Sovetskaya povsednevnost': kontury, simvoly, znaki. SPb., 2006.

11. Metodologicheskie problemy istoricheskoj informatiki i kvantitativnoj istorii // Novaya i novejshaya istoriya. 1997. № 3. S. 87–106.

12. Osokina E.A. Alkhimiya sovetskoj industrializatsii. Vremya Torgsina. M., 2019.

13. Slyozkin Yu.L. Dom pravitel'stva. Saga o russkoj revolyutsii. M., 2019.

14. Yurchak A. Ehto bylo navsegda, poka ne konchilos'. Poslednee sovetskoe pokolenie. M., 2014.

Система Orphus

Loading...
Up