Исламизация и шафранизация образования: угроза диалогу цивилизаций?

 
Код статьиS032150750024998-9-1
DOI10.31857/S032150750024998-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ИСАА МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №3
Страницы37-45
Аннотация

Подъем местных культур в афро-азиатском мире с конца XX в. стал реакцией на глобализацию, а подъем религиозного фактора – реакцией на неэффективность светского национализма. Во многих странах исламского мира происходит ползучая исламизация общественной жизни, а в Индии – её шафранизация (индуизация). Одна из наиболее затронутых этими процессами сфер – образование.

На материале Турции, Египта, Саудовской Аравии, Иордании, Пакистана, Индонезии, Малайзии показан ход переформатирования исламистами учебных программ гуманитарных дисциплин. На материале Индии то же показано в отношении приверженцев индусского национализма – хиндутвы. Главное внимание уделено процессу демонтажа светского государства в Турции, Пакистане и Индии в XXI в. на примере системы образования.

Размывание принципа лаицизма, поиски идентичности через образ врага и индоктринация молодежи в духе нетерпимости затрудняют способность обществ к диалогу. Это повышает риски конфликтов между этноконфессиональными общностями как внутри государств, так и между государствами.

Ключевые словаобразование, религиозный радикализм, исламизм, исламизация, хиндутва, шафранизация, секуляризм, диалог цивилизаций
Дата публикации30.03.2023
Кол-во символов26955
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 246

Оценка читателей: голосов 0

1. Guindy A. The Islamization of Egypt. Middle East Review of International Affairs. 2006. Vol. 10, № 3. P. 95.

2. Yilmaz I. Erdoganism and Islamist Use of Education in Turkey. Social Science Research Network. 2018. P. 9. https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3278481 (accessed 23.10.2022)

3. Lord C. Religious Politics in Turkey: From the Birth of the Republic to the AKP. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2018. P. 192.

4. Seibert T. Turkish Critics Fear Erdogan’s Islamist Agenda Shaping Children’s Education. The Arab Weekly. 16.12.2018. https://thearabweekly.com/turkish-critics-fear-erdogans-islamist-agenda-shaping-childrens-education (accessed 25.10.2022)

5. Şarapli O. State Ideology and Education in Turkey, 1980–2015. New York etc.: Peter Lang, 2021. P. 201.

6. Shlykov P. The Secularization and Desecularization Nexus in the Turkish Context: What is Behind? Politics and Religion Journal. 2019. Vol. XIII, № 2. Pp. 199–236. DOI: 10.54561/prj1302199s

7. Wickham C.R. The Muslim Brotherhood: Evolution of an Islamist Movement. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2013. P. 198.

8. El Karoui H. La fabrique de l’islamisme. Version abrégée. Paris: L’Institut Montaigne, 2018. P. 50.

9. Al Najjar O. The Saudi Shia: Between an Iranian Rock and a Saudi Hard Place. Aljazeera. 08.05.2019. https://www.aljazeera.com/opinions/2019/5/8/the-saudi-shia-between-an-iranian-rock-and-a-saudi-hard-place (accessed 22.10.2022)

10. Prokop M. Saudi Arabia: The Politics of Education. International Affairs. 2003. Vol. 79, № 1. Pp. 80–81. DOI: 10.1111/1468-2346.00296

11. 2018. The Summary of the Book: (133) Islamists and Educational Programmes in the Arab World, Turkey and Iran. January 2018. (In Arabic). Al Mesbar Studies & Research Center. 28.06.2018. https://www.almesbar.net/%D9%85%D9% 84%D8%AE%D8%B5-%D8%A8%D8%AD%D9%88%D8%AB-%D8%A7%D9%84%D9%83%D8%AA%D8%A7 %D8%A8-133-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%B3%D9%84%D8%A7%D9%85%D9%8A%D9%88%D9%86-%D9%88%D9%85%D9%86%D8%A7%D9%87%D8%AC-%D8%A7 )accessed 25.10.2022)

12. Hasnain K. Pakistan’s Population is 207.68 m, Shows 2017 Census Result. Dawn. 19.05.2021. https://www.dawn.com/news/1624375/pakistans-population-is-20768m-shows-2017-census-result (accessed 23.10. 2022)

13. Nayyar A.H. Intensitivity of Pakistani School Education to Religious Diversity of the Nation. Human Rights Education in Asian Schools. Vol. VII. Osaka: Asia-Pacific Human Rights Information Center, 2004. Pp. 76–83.

14. Lall N., Saeed T. Youth and the National Narrative: Education, Terrorism and the Security State in Pakistan. London etc.: Bloomsbury Academic, 2020. P. 100.

15. Pervez Hoodbhoy’s Criticism of the Imran Khan Government for the Islamization of Education in Pakistan. (In Urdu). New Age Islam. 17.04.2022. https://www.newageislam.com/urdu-section/new-age-islam-staff-writer/government-for-islamisation-of-education-in-pakistan (accessed 21.10.2022)

16. Woodward K.E. Indonesian Schools: Shaping the Future of Islam and Democracy in a Democratic Muslim Country. Journal of International Education and Leadership. Spring 2015. Vol. 5, № 1. Pp. 1–23.

17. Thobani S. The Dilemma of Islam as School Knowledge in Muslim Education. Asia Pacific Journal of Education. 2007. Vol. 27, № 1. P. 20. DOI: 10.1080/02188790601145382

18. Jaffrelot C. L’Inde de Modi: national-populisme et démocratie ethnique. Paris: Fayard, 2019. 352 p.

19. Sanghera T. Modi’s Textbooks Manipulations. Foreign Policy. 06.08.2020. https://foreignpolicy.com/2020/08/06/textbooks-modi-remove-chapters-democracy-secularism-citizenship (accessed 20.10.2022)

20. Savarkar V.D. Hindutva: Who Is a Hindu? Bombay: Veer Savarkar Prakashan, 1969. P. 43.

21. Niazi S. Row over Hindu Bias in Revision of History Syllabus. University World News. 23.07.2021. https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20210723110337901 (accessed 17.10.2022)

22. Westerfield C. The Saffronization of Indian Textbooks. A Study of the Extent and Implications of BJP Textbook Manipulation 2002–2018. RLST 375: Hindu Nationalism. May 8, 2019. P. 14.

23. Абрамов Д.Б. Светское государство и религиозный радикализм в Индии. М.: ИМЭМО РАН, 2011. С. 33.

24. Jouhki J. Orientalism and India. J@rgonia: elektroninen julkaisusarja. 8/2006. Pp. 1–20.

25. Traub A. India’s Dangerous New Curriculum. The New York Review. 06.12.2018. https://www.nybooks.com/articles/ 2018/12/06/indias-dangerous-new-curriculum/?lp_txn_id=1373272 (accessed 25.10.2022)

26. Patnayak P. Opinion: A Homogeneous Education System Goes Well with Hindutva. (In Hindi). NewsClick. 01.11.2021. https://hindi.newsclick.in/homogenised-education-system-blends-well-hindutva (accessed 24.10.2022)

27. Heitmeyer W. Für türkische Jugendliche in Deutschland spielt der Islam eine wichtige Rolle. Zeit Online. 23.08.1996. http://www.zeit.de/1996/35/heitmey.txt.19960823.xml (accessed 21.10.2022)

28. 2021. The Transformations of the Global Confessional Geospace: The Phenomenon of “Parallel” Societies in the System of International Political Relations: A Collective Monograph. Eds. L.A.Andreyeva I.V.Sledzevskiy M.Yu.Smirnov. Saint Petersburg. 549 p. (In Russ.)

29. Rosen E. The Muslim Brotherhood’s Concept of Education. Current Trends in Islamist Ideology. 2008. Vol. 7. P. 125.

30. Orjuela C. Countering Buddhist Radicalization: Emerging Peace Movements in Myanmar and Sri Lanka. Third World Quarterly. 2020. Vol. 41, № 1. DOI: 10.1080/01436597.2019.1660631

31. Agbaria A.K. The “Right” Education in Israel: Segregation, Religious Ethnonationalism, and Depoliticized Professionalism. Critical Studies in Education. 2016. Vol. 59, № 1. Pp. 8–34.

32. Keto-Tokoi R. Islam Unfettered, Control Retained: The 2012 Educational Reform in Turkey. Finnish Institute in the Middle East. https://www.fime.fi/en/islam-unfettered-control-retained-the-2012-educational-reform-in-turkey-2 (accessed 29.10.2022)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх