Цифровая трансформация образования в странах Африки южнее Сахары: общие тенденции и опыт Кении и Уганды

 
Код статьиS032150750023563-1-1
DOI10.31857/S032150750023563-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ст.н.с., зав. Центром истории и культурной антропологии, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: ст.н.с., Центр цивилизационных и региональных исследований, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №12
Страницы54-61
Аннотация

Цифровизация считается одним из приоритетных направлений развития образования в странах Африки южнее Сахары, где показатели доступности и эффективности школьного обучения остаются ниже мировых значений. Несмотря на реализацию в регионе нескольких заметных проектов, дальнейшие планы цифровой трансформации образования могут столкнуться с определенными трудностями.

В условиях развивающегося мирового экономического и политического кризиса дотационный характер подавляющего большинства социальных инициатив и зависимость от финансирования со стороны внешних доноров представляются наиболее уязвимыми параметрами инновационного развития большинства стран региона. С другой стороны, современная ситуация может стать хорошей возможностью для перехода от зависимой и навязываемой образовательной политики к формированию современных независимых национальных культурно-образовательных систем.

Центральным остается вопрос о том, насколько эффективно цифровизация сможет решить критические проблемы образовательных систем стран АЮС, в большинстве из которых инновации внедряются в условиях сравнительно слабо развитых национальных систем образования. Как показывают результаты уже реализованных проектов, даже значительные успехи в сфере технического и программного оснащения не снимают необходимости разработки полноценных учебных программ, учитывающих психолого-педагогические особенности обучающихся и социокультурную уникальность региона.

В статье представлен анализ актуальных проблем образования в странах АЮС и опыт использования цифровых технологий для их решения, дан обзор различных подходов к применению цифровых образовательных инноваций на примере некоторых стран региона, обозначены основные приоритеты в области дальнейшей цифровизации образования в Африке.

Ключевые словаАфрика южнее Сахары, образование в Африке, школьное обучение, цифровизация образования, цифровые технологии в Африке, Уганда, Кения
Получено20.06.2022
Дата публикации15.12.2022
Кол-во символов28095
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 321

Оценка читателей: голосов 0

1. Грибанова В.В., Пономарев И.В. Школа и политика. Из истории создания и реформирования школьной системы в странах Восточной и Южной Африки. М.: Институт Африки РАН. 2018. 176 с.

2. Образование в Африке. М.: Институт Африки РАН, 2013. 284 с.

3. Porter G., Hampshire K., Milner J., Munthali A., Robson E., de Lannoy A., Bango A., Gunguluza N., Mashiri M., Tanle A., Abane A. Mobile phones and education in sub-Saharan Africa: from youth practice to public policy. Journal of International Development, 2016, 28 (1), pp. 22-39.

4. Asongu S., Odhiambo N. Enhancing ICT for Quality Education in Sub-Saharan Africa. Education and Information Technologies, 2019, 24(5), pp. 2823-2839.

5. Murphy P., Wolfenden F. Developing a pedagogy of mutuality in a capability approach: Teachers’ experiences of using the Open Educational Resources (OER) of the teacher education in sub-Saharan Africa (TESSA) programme. International Journal of Educational Development, 2013, 33 (3), pp. 263-271.

6. Пономарев И.В. Конструирование образа врага, разрушение цивилизационных ценностей и рост экстремизма на Африканском континенте. Цивилизационные альтернативы Африки. 2020. Том 3. С. 178-202. М.: Институт Африки.

7. Wenske R.S., Ssentanda M.E. “I think it was a trick to fail Eastern”: A multi-level analysis of teachers’ views on the implementation of the SHRP Program in Uganda. International Journal of Educational Development. 2021. 80, 102309.

8. Pantserev K.A. Countries of Tropical Africa on the way to the global information society: problems and prospects. St. Petersburg, 2010. 256 p. (In Russ.)

9. Gayble E. Digital transformation of school education. International experience, trends, global recommendations. 2019. 108 p. Moscow. (In Russ.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх