Феномен возрождения койсанского сообщества в Южной Африке: социально-политические аспекты

 
Код статьиS032150750020978-7-1
DOI10.31857/S032150750020978-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник, Центр социологических и политологических исследований
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №7
Страницы22-30
Аннотация

В статье анализируется феномен возрождения койсанского сообщества в Южной Африке, его основные социально-политические аспекты. После падения режима апартеида в 1994 г. интерес к наследию предков среди южноафриканцев значительно вырос. Этот процесс не обошел стороной «цветное» сообщество ЮАР, многие представители которого стали отказываться от «колониальной клички». Они начали идентифицировать себя как потомков аборигенов региона - койкой и сан. Этот феномен, получивший название койсанского возрождения, объяснялся не только генеалогическим интересом, но также имел социально-политическое измерение.

Демократическая ЮАР унаследовала государственную расовую классификацию времен апартеида, согласно которой койсан продолжают классифицировать как «цветных». Активисты койсанского возрождения требуют ее пересмотра и добиваются признания их «первой нацией» Южной Африки. Этот статус позволил бы не только поднять престиж койкой и сан, но также закрепить за ними особые права. В частности, право на реституцию земли, которая была отторгнута любыми не-койсанами. Руководство ЮАР выражает согласие классифицировать койсан под их именем, однако не готово признать их «первой нацией». Это могло бы поставить знак равенства между экспансией бантуязычных африканцев на Юг Африки и европейской колонизацией региона. По мнению правительства, эти явления сравнивать некорректно, а требуемый статус лишь внесет раскол в южноафриканское общество.

Материалы для исследования получены автором во время прохождения постдокторантуры в ЮАР в 2018-2020 гг.

Ключевые словаЮАР, койсанское возрождение, койкой, сан, первая нация, земельная реформа
Получено20.09.2021
Дата публикации13.07.2022
Кол-во символов34862
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 340

Оценка читателей: голосов 0

1. Afrikaans: Unisa vs AfriForum - The ConCourt judgment. https://www.politicsweb.co.za/documents/afrikaans-unisa-vs-afriforum--the-concourt-judgmen (accessed 11.10.2021)

2. Andersen N. Gatvol Capetonian: Everything you need to know about the organization. The South African. 06.06.2018. https://www.thesouthafrican.com/news/what-is-gatvol-capetonian/ (accessed 14.10.2021)

3. Besten M. “We are the original inhabitants of this land”: Khoe-San identity in post-apartheid South Africa. Adhikari M. (editor). Burdened by Race. Coloured identities in Southern Africa. Cape Town: UCT Press, pp. 134-155.

4. Chambers D. Why the race question in this year's census will be a bit different. 27.03.2021. Times Live. https://www.timeslive.co.za/news/south-africa/2021-03-27-why-the-race-question-in-this-years-census-will-be-a-bit-different/ (accessed 15.10.2021)

5. de Wit E., Delport W., Rugamika C.E. et al. 2010. Genome-wide analysis of the structure of the South African Coloured Population in the Western Cape. Hum Genet. № 128, pp. 145-153. DOI: 10.1007/S00439-010-0836-1

6. Gűldemann T. 2014. ‘Khoisan’ linguistic classification today / Gűldemann T. and Fehn A-M. (eds.) Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, pp. 1-41.

7. Hollfelder N., Erasmus J., Hammaren R. et al. 2020. Patterns of African and Asian admixture in the Afrikaner population of South Africa. BMC Biol, № 18. DOI: 10.1186/S12915-020-0746-1

8. Land audit report, 2017. https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201802/landauditreport13feb2018.pdf (accessed 11.10.2021)

9. Makinana A. First-nation status for Khoisan ‘unsustainable’. News24. 27.11.2016.

10. Schlebusch C. 2010. Issues raised by use of ethnic-group names in genome study. Nature. № 464. DOI: 10.1038/464487A

11. Secorun L. South Africa’s First Nations have been forgotten. Foreign Policy. 19.10.2018. https://foreignpolicy.com/2018/10/19/south-africas-first-nations-have-been-forgotten-apartheid-khoisan-indigenous-rights-land-reform/ (accessed 11.10.2021)

12. Sharp J. Ethnogensis and Ethnic Mobilization: A comparative Perspective on a South African Dilemma. Wilmsen E.N. and McAllister P. (editors). The Politics of Difference. Ethnic Premises in a World of Power. Chicago: The University of Chicago Press, pp. 85-103.

13. Verbuyst R. 2015. Claiming Cape Town. Ethnographic interpretations of Khoisan activism and land claims. Master Thesis. Leiden University/African Studies Centre.

14. Versluis J.M. Khoisan settlers refuse to move from the Union Building. News24. 27.07.2021.

15. Schuster S., Miller W., Ratan A. et al. 2010. Complete Khoisan and Bantu genomes from southern Africa. Nature. № 463, pp. 943-947. https://doi.org/10.1038/nature08795 (accessed 03.11.2021)

16. Mohamed Adhikari. 2005. Not White Enough, Not Black Enough: Racial Identity in the South African Coloured Community. Ohio University Press.

17. Tempelhoff J.W.N. 2014. A first generation African community grappling with urbanisation: the views of Platfontein's San on water and sanitation service delivery. TD: The Journal for Transdisciplinary Research in Southern Africa, 10 (4): 52-83.

18. Diamond J. 1999. Guns, Germs and Steel: The Fate of Human Societies. N-Y: W.W.Norton.

19. van Rooyen J.S. The relationship between African Traditional Religion and Governance in South Africa. https://scholar.ufs.ac.za/bitstream/handle/11660/10246/VanRooyenJS.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed 25.06.2022)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх