Непал. Как сохранить веру предков?

 
Код статьиS032150750020423-7-1
DOI10.31857/S032150750020423-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: ассистент, кафедра теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки, Восточный факультет
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №6
Страницы58-65
Аннотация

Статья посвящена традиционным верованиям <em >лимбу - непальского этноса, практически неизученного в отечественном востоковедении. Верования представляли собой сложный многоуровневый комплекс шаманских представлений и анимистических взглядов, уходящих корнями в архаику. Они опирались на устную традицию, запечатленную в корпусе священных текстов мундхум. Связанная с мифами ритуальная жизнь лимбу была интенсивной и насыщенной. Она включала в себя земледельческие обряды, ритуалы жизненного цикла, а также специфические местные ритуалы - мангены и тонгсинга. Традиционно лимбу не возводили храмов, а устраивали алтари из природных материалов. Главными хранителями мифов, знатоками текстов мундхум и исполнителями ритуалов были шаманы. В зависимости от выполняемых функций они делилась на три разряда: федангма, самба и йеба. С начала XX в. верования лимбу претерпели ряд трансформаций, обусловленных политическими и социокультурными и причинами. Не последнюю роль в этом процессе сыграла также санскритизация - распространение индуистской религиозной традиции. Под влиянием индуизма произошли изменения в религиозной догматике и ритуальных практиках, а место шаманов заняли брахманские жрецы-пуджари. Появились религиозные реформаторы и новые учения, соединявшие традиционные верования с индуистскими представлениями, устные тексты получили письменную фиксацию, лимбу стали возводить культовые сооружения.

Ключевые словаНепал, лимбу, традиционные верования, архаика, шаманизм, анимизм, миф, ритуал
Получено31.01.2022
Дата публикации07.06.2022
Кол-во символов21764
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 388

Оценка читателей: голосов 0

1. Roy B. 2012. Gorkhas and Gorkhaland. Darjeeling: Parbaty Roy Foundation, 504 p.

2. Das K. 1896. The Limbu or Kirati people of Eastern Nepal and Sikkim. Journal of the Buddhist Text Society of India, appendix I, pp. 31-34.

3. van Driem G.L. 1987. A Grammar of Limbu. Berlin; New York; Amsterdam: Mouton de Gruyter. 604 p.

4. Габорио М. Непал и его жители. М.: Наука, 1985. 184 с.

5. Risley H. H. 1892. Limbu. The Tribes and Castes of Bengal. Ethnographic glossary. Vol. 2. Calcutta, Bengal Secretariat Press, 572 p.

6. Руг М. 2020. Сидеть на краю чуда. Искусство и анимизм на службе человека и исцеления планеты. Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. T. 1, № 1. http://ecopoiesis.ru (accessed 26.01.2022)

7. Sagant P. 2008. The Dozing Shaman. The Limbus of Eastern Nepal. New Delhi: Oxford University Press, 461 p.

8. Gustavsson L. 2013. Religion and Identity Politics in the Indian Himalayas: Religious Change and Identity Construction among the Limboos of Sikkim. M.A. Thesis. Department of Culture Studies and Oriental Languages, University of Oslo, 160 p.

9. Subba T.B. 2009. Clear mountains, blurred horizons: Limbu perception of their physical world. Culture and the Environment in the Himalaya. Routledge, pp. 114-131.

10. Басилов В.Н. Избранники духов. М: Политиздат, 1984. 208 с.

11. Альбедиль М.Ф. Репрезентация мифа в традиционной индийской культуре. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 2020, 12(2), с. 262-275. https://doi.org/10.21638/spbu13.2020.207

12. Schlemmer G. 2003. New Past for the Sake of a Better Future: Re-inventing the History of the Kirant in East Nepal. European Bulletin of Himalayan Research. 25/26, pp. 119-144.

13. Seva Lung. नावाचइत् मुन्धुम (सृष्टिको आख्यान) 26.05.2015. (Creation myth in mundhum). (In Nepali). https://www.facebook.com/ groups/103303693099715/permalink/803124349784309 (accessed 26.01.2022)

14. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2000. 407 c.

15. Chemjong I.S. 2003. History and Culture of the Kirat People. Kirat Yakthung Chumlung, 269 p.

16. Yakhtung B.L. माङ्गेन्ना अनुष्ठानमा कुखुराको बलि 24.08.2016. (Chicken sacrifice during Mangenna ritual. (In Nepali). https://www.facebook.com/groups/103303693099715/permalink/1049013285195413 (accessed 26.01.2022)

17. माङसेवासाबा प्रमुख मनप्रसाद थङलङ. माङगेन्ना के हो? (What is Mangenna? (In Nepali). https://youtu.be/a8dWo9GPvTg (accessed 26.01.2022)

18. Subba C. 1995. Limbu Culture and Religion. Kathmandu: K.B.Subba 334 p.

19. Jones R.L. 1976. Sanskritization in Eastern Nepal. Ethnology, Vol. 15, No. 1. Pittsburgh, pp. 63-75.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх