Heroic images of protest movements in India: past and present

 
PIIS032150750003341-7-1
DOI10.31857/S032150750003341-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head, Department of South Asian History
Affiliation: Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameAsia and Africa Today
EditionIssue 1
Pages32-37
Abstract

The article focuses on specific features of the rhetoric and practice of Indian nonviolent protest movements. India gave the world a unique example: being the country of glaring social contrasts and demonstrating highest levels of polarity of population, variety of ethnic and confessional characteristics and social and economic structures (from archaic to post-industrial social groups), Indian society managed to create universal synthetic forms of public sentiments’ expression of mass frustration including peace march of protest, free-will imprisonment and fasting. Gandhian ideas and practices, immanent to Indian philosophical traditions, are actual in socio-political sphere of today. Gandhian heritage form the essence and the core of contemporary Indian political and social dispute, around which various forces of Indian society are grouping. Indian philosophical traditions, based on principles of intellectual heterodoxy, are always associated with peace and wisdom. Satyagraha (sanskr. – devotion to truth) and ahimsa (nonharming or nonviolence) remain symbolic terms immanent to traditional philosophical systems of India and bear the significance of “cultural codes” of Indian civilazation. India gave bright examples of political thinking and created a democratic political system, based on principles of common consent, unity and continuity of policy, demonstrating evolutionary type of development based on concencus despite existing contradictions between political parties, particular leaders and social tensions, immanent to every multiethnic and multi-confessional society and necessary in constructing civil society based on certain national identity.

KeywordsIndia, protest movements, non-cooperation movement, nonviolence, civil disobedience, imprisonment, fasting
Publication date21.03.2019
Number of characters26957
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Индия представила миру удивительный пример: будучи страной вопиющих социальных контрастов с невероятным уровнем поляризации населения, его гетерогенностью по этнолингвистическим и конфессиональным характеристикам, обладая многоукладным характером социума, начиная от архаичных и до постиндустриальных сообществ, она выработала синтетические формы выражения фрустрационных настроений и мирные методы акций протеста.
2 Протестные движения на современном Востоке стали предметом пристального изучения в отечественной и зарубежной историографии. Ученых интересуют общие закономерности и региональные особенности формирования истоков социально-экономического и политического протеста в странах афро-азиатского региона периода антиколониальной борьбы и векторов его развития в современном мире, в период эволюции суверенной государственности [1].
3 Среди различных движений социально-политического протеста, характерных для колониальных и зависимых стран афро-азиатского региона – начиная от конституционалистских, свойственных либеральным политическим элитам, и до вооруженных форм сопротивления, отражающих массовое недовольство политикой властей или являющихся манифестацией настроений радикальных националистов – особое место принадлежит ненасильственным кампаниям гражданского неповиновения. Они получили распространение в Британской Индии, а впоследствии и за ее пределами. Философские и этические воззрения Ганди и его предшественников и соратников, относящиеся к разряду высших достижений индийской мысли, и поныне – гордость индийской интеллектуальной традиции.
4

РИТОРИКА И ПРАКТИКА НЕНАСИЛИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ

По идейно-культурному влиянию идеи ненасилия продолжают занимать особое положение в определении ценностных ориентиров жителей Индии. Они по-прежнему считаются неотъемлемой частью политической и духовной культуры населяющих ее народов, залогом их толерантного единения вне зависимости от этнической, религиозной, социальной или сословно-кастовой принадлежности. Важное место в поисках общенациональной идеи занимает обращение политиков, философов, представителей общественности Индии к гандистскому идейному комплексу, который по праву считается «достоянием республики».

5 Синкретизм и веротерпимость, идеи эгалитаризма, призыв к морально-нравственному совершенствованию, склонность к компромиссам проявляют себя и в политической культуре этой страны в ХХ – начале ХХI вв. и являются, по мысли созидателей индийского суверенного государства, гарантом осуществления принципа «Единства в многообразии». Идеологи движения за независимость подчеркивали, что идеи равенства и прав личности не заимствованы с Запада, а заложены в недрах индийской цивилизации и являются неотъемлемой частью культурных и религиозных ценностей народов Индостана.

Number of purchasers: 2, views: 976

Readers community rating: votes 0

1. Social Protest in Modern East. 2016. Ed. By Streltsov D.V. M. (In Russ.)

2. Alayev L.B., Vigasin A.A., Safronova A.L. 2010. A History of India. M. (In Russ.)

3. Gandhi M.K. 1969. My Life. M. (In Russ.)

4. French P. Liberty or Death. L., 1997, 467 pp.

5. Nehru J. 1989. The Discovery of India. M. (In Russ.)

6. Prasad R. 1961. Autobiography. M. (In Russ.)

7. Azad A.K. 1961. India Wins Freedom. M. (In Russ.)

8. Bhagat Singh and His Comrades. Bombay, 1945, 46 pp.

9. Savarkar V.D. Hindutva. Who is a Hindu? Bombay, 1969, 159 pp.

10. Ghosh A. 1962. Articles and Speeches. M. (In Russ.)

11. Chandra B., Mukherjee A., Mukherjee M. India Since Independence. N. Delhi, 2008, 771 pp.

Система Orphus

Loading...
Up