Героические образы протестных движений в Индии: прошлое и настоящее

 
Код статьиS032150750003341-7-1
DOI10.31857/S032150750003341-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зав. кафедрой истории Южной Азии
Аффилиация: Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В.Ломоносова
Адрес: РФ, 125009, Москва, ул. Моховая, 11, с. 1
Название журналаАзия и Африка сегодня
ВыпускВыпуск №1
Страницы32-37
Аннотация

В статье рассматриваются особенности риторики и практики ненасильственных форм протестных движений в Индии и способы их манифестации, такие как мирный марш протеста, тюремное заключение, голодовка. Рожденные в процессе противостояния Британской империи и в поисках идеи национальной идентичности, они обрели новую жизнь в период независимости, став универсальным оружием оппозиционной деятельности политиков различных идеологических спектров и общественных движений, участвующих в борьбе за утверждение демократических идеалов и построение в Республике Индия гражданского общества.

Ключевые словаИндия, протестные движения, ненасильственное сопротивление, несотрудничество, гражданское неповиновение, тюремное заключение, голодовка
Дата публикации21.03.2019
Кол-во символов26957
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Индия представила миру удивительный пример: будучи страной вопиющих социальных контрастов с невероятным уровнем поляризации населения, его гетерогенностью по этнолингвистическим и конфессиональным характеристикам, обладая многоукладным характером социума, начиная от архаичных и до постиндустриальных сообществ, она выработала синтетические формы выражения фрустрационных настроений и мирные методы акций протеста.
2 Протестные движения на современном Востоке стали предметом пристального изучения в отечественной и зарубежной историографии. Ученых интересуют общие закономерности и региональные особенности формирования истоков социально-экономического и политического протеста в странах афро-азиатского региона периода антиколониальной борьбы и векторов его развития в современном мире, в период эволюции суверенной государственности [1].
3 Среди различных движений социально-политического протеста, характерных для колониальных и зависимых стран афро-азиатского региона – начиная от конституционалистских, свойственных либеральным политическим элитам, и до вооруженных форм сопротивления, отражающих массовое недовольство политикой властей или являющихся манифестацией настроений радикальных националистов – особое место принадлежит ненасильственным кампаниям гражданского неповиновения. Они получили распространение в Британской Индии, а впоследствии и за ее пределами. Философские и этические воззрения Ганди и его предшественников и соратников, относящиеся к разряду высших достижений индийской мысли, и поныне – гордость индийской интеллектуальной традиции.
4

РИТОРИКА И ПРАКТИКА НЕНАСИЛИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ

По идейно-культурному влиянию идеи ненасилия продолжают занимать особое положение в определении ценностных ориентиров жителей Индии. Они по-прежнему считаются неотъемлемой частью политической и духовной культуры населяющих ее народов, залогом их толерантного единения вне зависимости от этнической, религиозной, социальной или сословно-кастовой принадлежности. Важное место в поисках общенациональной идеи занимает обращение политиков, философов, представителей общественности Индии к гандистскому идейному комплексу, который по праву считается «достоянием республики».

5 Синкретизм и веротерпимость, идеи эгалитаризма, призыв к морально-нравственному совершенствованию, склонность к компромиссам проявляют себя и в политической культуре этой страны в ХХ – начале ХХI вв. и являются, по мысли созидателей индийского суверенного государства, гарантом осуществления принципа «Единства в многообразии». Идеологи движения за независимость подчеркивали, что идеи равенства и прав личности не заимствованы с Запада, а заложены в недрах индийской цивилизации и являются неотъемлемой частью культурных и религиозных ценностей народов Индостана.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1080

Оценка читателей: голосов 0

1. Социальный протест на современном Востоке. Под ред. Д.В. Стрельцова. М., 2016, 304 с.

2. Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010, 542 с.

3. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969, 612 с.

4. French P. Liberty or Death. L., 1997, 467 pp.

5. Неру Дж. Открытие Индии. Кн. 1. М., 1989, 460 с.

6. Прасад Р. Автобиография. М., 1961, 623 с.

7. Азад А.К. Индия добивается свободы. М., 1961, 348 с.

8. Bhagat Singh and His Comrades. Bombay, 1945, 46 pp.

9. Savarkar V.D. Hindutva. Who is a Hindu? Bombay, 1969, 159 pp.

10. Гхош А. Статьи и речи. М., 1962, 352 с.

11. Chandra B., Mukherjee A., Mukherjee M. India Since Independence. N. Delhi, 2008, 771 pp.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх