Дионисийство и софийность. Онтология и антропология женственности в проекте художественной религии Вячеслава Иванова

 
Код статьиS004287440001155-5-1
DOI10.31857/S004287440001155-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент кафедры гуманитарных наук Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Аффилиация:
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №10
Страницы128-139
Аннотация

В статье рассматривается ряд текстов Вячеслава Иванова, в которых он обращается к роли женщины в религиозном и художественном творчестве. По мысли философа, суть религии связана с экстатическими состояниями, в которых раскрывается системно невыразимый мистический первоэлемент религиозного как такового. Их носительницей онтологически является женская часть человеческого существа. Энергия творческого женского начала, определявшая суть дионисийской религии, затем была подавлена и исторически вытеснена из сфер религиозной и социальной активности. Такое отстранение женщины Иванов считает рецидивом языческого сознания в христианстве, имеющим фатальные последствия как для религии, так и для культуры в целом. Между тем энергия женственности является онтологически неустранимой и требует своего возвращения в религиозное и художественное творчество. Современный феминизм лишь актуализирует дурную бесконечность борьбы полов, однако восстановление «женского достоинства» должно произойти не столько в социально-правовом, сколько в метафизическом и космическом планах. По замыслу философа, возрождение женского творческого начала произойдет в художественной религии недалекого будущего как в соборном литургическом мифотворчестве. Особую роль в этом процессе должен был сыграть «женственный» дух славянства и русский народ как его носитель.

Ключевые словаВячеслав Иванов, Дионис, София, Бакст, Бахофен, Соловьев, символизм, феминизм, трагедия, славянство
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины 19 – начала 20 в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.
Дата публикации23.11.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1736

Оценка читателей: голосов 0

1. Акимова 2007 – Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб.: Азбука-Классика, 2007.

2. Берштейн 2004 – Берштейн Е. Трагедия пола: две заметки о русском вейнингерианстве // НЛО. 2004. № 1 (65). С. 208–228.

3. Бонгард-Левин 2001 – Бонгард-Левин Г.М. Вяч. Иванов: «Я пришел к немцам за настоящею наукой» (I. Вяч. Иванов в Риме: Германский Археологический институт. II. Вяч. Иванов и Т. Моммзен) // Вестник древней истории. М., 2001. № 3 (238). C. 150–184.

4. Вестбрук 2007 – Вестбрук Ф. Дионис и дионисийская трагедия. Вячеслав Иванов, филологические и философские идеи о дионисийстве. Амстердам, 2007.

5. Демиденко 2006 – Демиденко Ю.Б. Художники на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб., 2006. С. 212–219.

6. Обатнин 2000 – Обатнин Г.В. Иванов-мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907 –1919). М.: Новое литературное обозрение, 2000.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх