Историзм и его критики

 
Код статьиS004287440002580-3-1
DOI10.31857/S004287440002580-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы24-36
Аннотация

Историзм в широком смысле определяется как принцип исторической науки, предполагающий рассмотрение явлений в их развитии и в связи с конкретными обстоятельствами изучаемого прошлого. В более узком смысле историзм есть направление европейской исторической науки, возникшее под влиянием немецкого романтизма и гегельянства. Характерными его чертами являются позаимствованный у романтиков тезис об уникальности и неповторимости индивидов, культур и эпох, противопоставление методов естественных и гуманитарных наук, взгляд на историю как прежде всего историю «духа». Преодоление этой программы в исторической науке происходило на протяжении первых десятилетий XX в., философская критика была связана в первую очередь с релятивизмом. Поэтому критика К. Поппером «историцизма» вообще не имеет отношения к этим дискуссиям, да и к немецкому Historismus как таковому. Индетерминизм Поппера и Хайека родствен именно немецкому Historismus, а их прямой предшественник и учитель Л. фон Мизес развивал идеи исторической школы национал-экономии. В споре о позитивизме в социологии, перешедшем в спор о герменевтике, участвовал ученик Поппера, Х. Альберт, отвергавший методологический дуализм, сохранявшийся в «эмансипативной» герменевтике Ю. Хабермаса и К.-О. Апеля, но он уже никак не сводил историзм к экономическому детерминизму. Среди противников историзма в политической философии значительное место занимает Л. Штраус, в полемике которого с А. Кожевом историзм направлен не только против гегельянства или романтизма – он выводится из того видения человеческой природы, которое свойственно Новому времени, начиная с Макиавелли и Гоббса.

Ключевые словаисторизм, историцизм, философия истории, философия духа, романтизм, гегельянство, марксизм
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 18-011-01132 «Перекрестки культур: европейская философия с русскими корнями (на примере творчества А. Койре, А. Кожева и И. Берлина)».
Получено19.12.2018
Дата публикации20.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 2312

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев 2006 – Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М.: АСТ, 2006.

2. Берлин 2002 – Берлин И. Подлинная цель познания. М.: Канон+, 2002.

3. Бультман 2012 – Бультман Р. История и эсхатология. Присутствие вечности. М.: Канон+, 2012.

4. Гартман 2009 – Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. Антология. Логика культуры. М.; СПб.: Университетская книга, 2009.

5. Гегель 1956 – Гегель Г.Ф.В. Сочинения в 14 т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1956.

6. Гегель 2000 – Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.

7. Доусон 2002 – Доусон К.Г. Боги революции. СПб.: Алетейя, 2002.

8. Зиммель 1996 – Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996.

9. Ильин 1994 – Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994.

10. Конт 2003 – Конт О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

11. Мейнеке 2004 – Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004.

12. Ортега-и-Гассет 2000 – Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.: Весь мир, 2000.

13. Паскаль 2011 – Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М.: АСТ Астрель, 2011.

14. Плеснер 2004 – Плеснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004.

15. Соловьев 1999 – Соловьев В.С. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.

16. Фихте 2000 – Фихте И. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Минск: Харвест, 2000.

17. Фукидид 1999 – Фукидид. История. М.: Ладомир, 1999.

18. Чичерин 2001 – Чичерин Б.Н. Воспоминания. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001.

19. Штраус 2000 – Штраус Л. Введение в политическую философию. М.: Логос: Праксис, 2000.

20. Штраус 2006 – Штраус Л. О тирании / пер. А. Россиуса. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006.

21. Albert, Hans (1977) Kritische Vernunft und menschliche Praxis, Reclam, Stuttgart.

22. Dilthey, Wilhelm (1970) Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, Suhrkamp, Frankfurt am Main.

23. Glockner, Hermann (1980) Die europäische Philosophie von den Anfangen bis zum Gegenwart, Reclam, Stuttgart.

24. Marquard, Odo (1973) Schwierigkeiten mit der Geschichtsphilosophie, Suhrkamp, Frankfurt am Main.

25. Rothacker, Erich (1920) Einleitung in die Geisteswissenschaften, Mohr, Tübingen.

26. Strauss, Leo (1964) The City and the Man, Chicago University Press, Chicago.

27. Strauss, Leo (1968) Liberalism Ancient and Modern, Chicago University Press, Chicago.

28. Емельянов 2003 – Емельянов В.В. Древний Шумер. СПб.: Азбука-классика, 2003.

29. Иггерс, Ванг 2012 – Иггерс Г., Ванг Э. Глобальная история современной историографии, М.: Канон+ 2012.

30. Савельева, Полетаев 2006 – Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. В 2 т. М.: Наука, 2006.

31. Словарь основных исторических понятий 2014 – Словарь основных исторических понятий. Избранные статьи в 2 т. Т. 1. М.: НЛО, 2014.

32. Хаттон 2003 – Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2003.

33. Riedel, Manfred (1981) Einleitung, W. Dilthey. Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, Suhrkamp, Frankfurt a. M., pp. 9–80.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх