Международный философский конгресс как феномен «Другой глобализации»

 
Код статьиS004287440004479-1-1
DOI10.31857/S004287440004479-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Журнал «Вопросы философии»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: МПГУ
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №3
Страницы33-39
Аннотация

Международный философский конгресс – феномен в истории философии сравнительно недавний. Но постоянство, с каким такого рода конгрессы воспроизводились последние 119 лет (со времени Первого международного философского конгресса) свидетельствует о том, что эта форма философского общения отнюдь не является чем-то случайным (по крайней мере, для современной философии). Помимо всемирных философских конгрессов проводятся многочисленные международные форумы по этике, логике и методологии науки, философии политики и т.п. Очевидно, что потребность в проведении столь масштабных, организационно сложных (и заметим, весьма затратных) мероприятий, каковыми являются международные философские конгрессы, в значительной мере, обусловлена, процессами глобализации. Это и экономическая, и социально-политическая и информационно-культурная интеграция человечества, стимулирующая аналогичные процессы также и внутри мирового философского сообщества. Вместе с тем, возникает вопрос: насколько возникающие на основе этих процессов формы работы философского сообщества (в частности, международный конгресс) существенны для динамики самой философской мысли, для самой философии? В статье предпринимается попытка прояснить, что, собственно, нового вносит международный философский конгресс в длящийся уже тысячелетия традиционный диалог философов разных народов и стран?

Ключевые словамеждународный философский конгресс, «Другая глобализация», философский язык, национальная философия
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01204 «Журнал, Конгресс, Энциклопедия: становление форм междисциплинарной коммуникации в философии ХХ века (исследование по культурно-исторической эпистемологии)».
Получено28.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов16540
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В какой мере специфические для международного конгресса формы общения являются необходимыми для разработки современной философской проблематики, а в какой – лишь позволяют сопоставить результаты параллельной исследовательской работы, идущей, в принципе, в одном направлении в отдельных регионах мира? Вопрос этот, на наш взгляд, приобретает актуальность, прежде всего, потому, что сегодня мы можем констатировать: влияние международных конгрессов на содержательную динамику философских исследований становится все более заметным и при этом носит, так сказать, двойственный характер. С одной стороны, глобализационные процессы несут в себе для всех регионов современного мира практически идентичную философскую тематику. При этом в различных, зачастую географически и культурно весьма удаленных друг от друга странах эта тематика разрабатывается способами почти стандартными, в рамках одних и тех же устоявшихся наднациональных философских направлений, а иногда и на одном и том же языке (как, скажем, проблематика аналитической философии). Однако это обстоятельство (повторим, очевидное, продиктованное сегодняшней глобализующейся реальностью) не может, на наш взгляд, заслонять другой весьма важный содержательный аспект воздействия международных философских конгрессов на философию. Этот аспект связан с активизацией роли национальных языков в разработке современной философской проблематики. Причем содержательное значение этой роли все более ясно проступает по мере приближения к дню сегодняшнему. Когда историки философии обсуждают особенности Первого международного философского конгресса, как правило они отмечают, что стимулом к его проведению послужила Первая всемирная промышленная выставка в Париже (феномен явно глобализационного характера) (См.: [Soulié 2014]). Не согласиться со значимостью этого, так сказать, внешнего для философии обстоятельства нельзя. Но более внимательный анализ взглядов организаторов конгресса привлекает наше внимание к другому, имманентному, если угодно, фактору, стимулировавшему саму идею международного философского форума. Многие из организаторов рассматривали конгресс как реакцию на факторы, затрудняющие общение ведущих философов того времени. Работая в национальной интеллектуальной среде и опираясь на национальные мыслительные традиции, они разрабатывали оригинальные, чрезвычайно актуальные для того времени философские идеи, но при этом сталкивались с непониманием философов, работавших в иной языковой среде. Практически весь XVIII век осмысление философской проблематики (в принципе общей для Европы) осуществлялось на базе национальных языков, что, с одной стороны, создавало трудности личного общения философов разных европейских стран, а с другой, привлекало внимание к содержательным особенностям национальных философий, открывавших новые интеллектуальные перспективы. Одной из эффективных форм диалектического разрешения этого столкновения тенденций и стал международный философский конгресс.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1420

Оценка читателей: голосов 0

1. Boutroux, Emile (1900) ‘Introduction’, 1-er Congres International De Philosophie, Librairie Armand Colin, Paris, pp. II?XXII.

2. Lalande, Andre (1932) ‘Correspondance relative a une petition contre l’obligation d’etudier le grec en medecine et en licence de philosophie’, Archives de la Sorbonne. Fond A. Lalande, ms. 2355.

3. Руге 1911 – Руге А. Четвертый международный конгресс по философии в Болонье // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 3 (108). С. 394–431 [Ruge, Arnold Fourth International Philosophy Congress in Bologna (In Russian)].

4. Шпет 2009 – Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. II. Материалы. Реконструкция Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2009 [Shpet, Gustav G. An Outline of the Development of Russian Philosophy. II. Materials. Reconstructed by T.G. Shchedrina (In Russian)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх