Тяжба Григора Нарекаци в Божьем суде

 
Код статьиS004287440002605-0-1
DOI10.31857/S004287440002605-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры истории и философии Ширакского государственного университета им. М. Налбандяна
Аффилиация: Кафедра истории и философии Ширакского государственного университета им. М. Налбандяна
Адрес: Гюмри, Армения
Должность: Доцент кафедры социальной психологии Ереванского государственного университета
Аффилиация: Ереванский государственный университет
Адрес: Ереван, Армения
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы197-205
Аннотация

В течение многих веков вплоть до наших дней «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци воспринималась и комментировалась как форма молитвенника. Однако такое понимание существенно обедняет содержание произведения, так как игнорируется подлинное его значение. Особенность «Книги...» состоит не столько в том, что она написана в духе умонастроения эпохи и изложена в религиозной форме, сколько в том, что она представлена в виде полемики с Богом, вхождения с ним в прения, исполненные мольбой вплоть до бунтарского противостояния, которые, в сущности, неприемлемы и чужды жанру молитвы. В своей целостности это скорбь трагической уничиженной души, которая превращается в общечеловеческую трагедию, в трагедию разумного бытия. При этом изображенная в «Книге...» трагедия многослойна: с одной стороны, она является отражением отчужденности человека от Бога и преодоления этого противоречия на основе утверждения непосредственной, разумной веры как истинного пути совершенствования и спасения человека, с другой – отображением духовной двойственности: борьбы добра и зла, человеческого и божественного. Авторы впервые обращают внимание на сугубо философско-религиозные аспекты этого многослойного произведения, подчеркивая то новое, что характерно для него, а именно попытки обновления учения церкви, реформистское истолкование проблемы взаимоотношения веры и разума, человека и Бога.

Ключевые словачеловек, Бог, вера, разум, грех, тяжба, катарсис, церковь, бытие, трагедия, спасение, гуманизм, совершенство, религиозная философия
Получено20.12.2018
Дата публикации20.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1654

Оценка читателей: голосов 0

1. Гегель 1977 – Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М.: Мысль, 1977.

2. Нарекаци 1985 – Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Пер. с древнеарм. Владимира Микушевича. Предословие. М.: Худож. лит.,1985.

3. Нарекаци 1988 – Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Пер. с древнеарм. и коммент. М.О. Дарбинян-Меликян и Л.А. Ханларян. М.: Наука, 1988.

4. Юнг 1991 – Юнг К.Г. Душа современного человека // Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

5. Аветисян 2005 – Ավետիսյան Զ. Նարեկացու Գիրքը. Երևան, 2005 (Аветисян З. Книга Нарекаци. Ереван, 2005).

6. Ароян 2001 – Հարոյան Հ. Ա. Հավատ-բանականության փոխհարաբերության նարեկյան ըմբռնումը // Բանբեր Երևանի համալսարանի: Հասարակական գիտություններ. Երևան, 2001, 1 (103) (Ароян Г.А. Отношение веры и сознания у Нарекаци // Ученые записки Ереванского государственного университета. Общественные науки. 2001. 1 (103)).

7. Ароян 2009 – Հարոյան Հ. Ա. Գրիգոր Նարեկացու մարդակենտրոն աշխարհայացքը: Միջազգային գիտաժողովի նյութեր // Պրակ I, Ստեփանակերտ, 2009 (Ароян Г.А. Антропоцентризм у Нарекаци // Материалы международной конференции. Часть I. Степанакерт, 2009).

8. Ароян, Ароян 2013 – Հարոյան Հ., Հարոյան Ն. Միջնադարի մեծ մարդասերը: Բանբեր երևանի համալսարանի // Հասարակական գիտություններ: Փիլիսոփայություն, Հոգեբանություն. Երևան, 2013, 139. 4 (Ароян Г.А., Ароян Н.Г. Великий средневековый гуманист Григор Нарекаци // Ученые записки Ереванского государственного университета. Общественные науки. Философия, психология. Ере- ван, 2013. Т. 139. 4).

9. Давтян, Лалаян 1986 – Դավթյան Գ. Գ., Վ.Լալայան Է. Նարեկացու աշխարհայացքը. Երևան, 1986 (Давтян Г.Г., Лалаян Э.В. Мировоззрение Нарекаци. Ереван, 1986).

10. Казинян 1995 – Ղազինյան Ա. Գրիգոր Նարեկացի. Անթիլաս, 1995 (Казинян А. Григор Нарекаци. Антилас, 1995).

11. Мирзоян 2010 – Միրզոյան Հր. Նարեկացիական հետազոտություններ. Երևան, 2010 (Мирзоян Гр. Исследования о Нарекаци. Ереван, 2010).

12. Мкрян 1985 – Մկրյան Մ. Գրիգոր Նարեկացի. Երևան, 1985 (Мкрян М. Григор Нарекаци. Ереван, 1985).

13. Налбандян 1990 – Նալբանդյան Վ. Գրիգոր Նարեկացի. Երևան, 1990 (Налбандян В. Григор Нарекаци. Ереван, 1990).

14. Петросян 2003 – Պետրոսյան Ա. Նարեկը բժշկարան. Երևան, 2003 (Петросян А. Нарек-лечебник. Ереван, 2003).

15. Погосян 2007 – Պողոսյան Ս. Իմ Նարեկացին. Երևան, 2007 (Погосян С. Мой Нарекаци. Ереван, 2007).

16. Хачатрян 1996 – Խաչատրյան Պ. Գրիգոր Նարեկացին և հայկական միջնադարը. ս. Էջմիածին, 1996 (Хачатрян П. Григор Нарекаци и армянское средневековье. Св. Эчмиацин, 1996).

17. Хрлопян 1984 – Խռլոպյան Գ. Գր.Նարեկացի. Բեյրութ, 1984 (Хрлопян Г. Григор Нарекаци. Бейрут, 1984).

18. Аверинцев 1996 – Аверинцев С.С. Роскошь узора и глубины сердца: поэзия Григора Нарекаци // Аверинцев С.С. Поэты. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 97–118.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх