Дзана-баи: из служанок в богини. Новые тенденции современного индуизма

 
Код статьиS086919080001854-6-1
DOI10.31857/S086919080001854-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы113-124
Аннотация

Эта статья посвящена современным проявлениям индуизма, гибко реагирующего на актуальные вызовы социально-политического развития, и основана на данных полевых исследований в Западной Индии. Махараштра, один из 29 индийских штатов, помимо мировой известности Бомбея/Мумбаи, киностудий Болливуда и скальных храмов Аджанты и Эллоры, располагает еще одним прославленным брендом – богом Витхобой/Виттхалом/Пандурангом. Главный храм этого небожителя, региональной ипостаси общеиндийского Кришны, находится в г. Пандхарпуре на р. Бхиме, куда ежегодно, в определенную дату индусского лунного календаря, прибывают сотни тысяч паломников. Одна из их процессий формируется вокруг падук («оттиски стоп / сандалии») средневековой поэтессы, чьи творения содержат финальную строчку с именами «Дзани», «служанка Дзани» и «намина Дзани», т.е. «Дзани [из дома] Намдева». К началу XXI в. ее имя приросло духовно-возвышающим эпитетом «сант» (sant), т.е. святая, и словом-суффиксом «баи» (bāī), женщина. «Сант Дзана-баи» обрела собственные места поклонения, в которых она выступает как genius loci и как носитель кастовой гордости соответственно. 

Ключевые словаактуальный индуизм, Витхоба, Дзана-баи, варкари, новый культ, место памяти, гений места, каста
Получено26.10.2018
Дата публикации28.10.2018
Кол-во символов1226
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 319

Оценка читателей: голосов 0

1. Глушкова И.П. Трансформация традиции в пределах единого священного пространства. Восток (Oriens). 1997. № 3. С. 33–44.

2. Глушкова И.П. Индийское паломничество. Метафора движения и движение метафоры. М.: Научный мир, 2000(1).

3. Глушкова И.П. От пастушеского одеяла к региональной символике. Специфическая фигура речи маратхской религиозной поэзии. Восток (Oriens). 2000(2). № 3. С. 77–87.

4. Глушкова И.П. Следы и наследие. Извлечение посмертных смыслов. Смерть в Махараштре. Воображение, восприятие, воплощение. Отв. ред. И.П. Глушкова. М.: Наталис, 2012. С. 49–113.

5. Глушкова И.П. Воображенные святыни: статуя бога и портреты поэтов. Под небом Южной Азии. Портрет и скульптура. Визуализация территорий, идеологий и этносов через материальные объекты. Рук. проекта И.П. Глушкова, отв. ред. И.Т. Прокофьева. М.: Наука; Восточная литература, 2014. С. 532–559.

6. Глушкова И.П. Из склепа на пьедестал. Материализация чувствования, или Все смешалось в маратхском бхакти. Tamil tanta paricu. Сборник статей в честь Александра Михайловича Дубянского. Orientalia et Classica. Отв.ред. О. Вечерина, Н. Гордийчук, Т. Дубянская. Вып. LXIII. М.: РГГУ, 2016. С. 248–259.

7. Серебряный С.Д. О некоторых аспектах понятий «автор» и «авторство» в истории индийских литератур. Литература и культура древней и средневековой Индии. Отв. ред. Г.А. Зограф, В.Г. Эрман. М.: Наука; ГРВЛ, 1979. С. 150–182.

8. Abbot, Justin E., and Godbole, Narhar R. Stories of Indian Saints. Translation of Mahipati’s Marathi

9. Bhaktavijaya. An Introduction by G.V. Tagare. Vols. I & II (bound in one). Delhi–Varanasi–Patna–Bangalore–Madras (reprint), 1988.

10. Bhingarkar D.B. Sant kavaitrī Janābāī. Caritr, kāvy, kāmgirī Mumbai: Majestik Prakashan, 1989.

11. Dhere R.C. Śrināmdev, Janī āṇi Nāgrī. Pune: Padmagandha prakashan, 2015.

12. Glushkova Irina. Popular Death in Maharashtra: Cultural Appropriation as a Means for Space and Time Control. Hieron. Indian Religions across Time and Space (Studies in Comparative Religion. Ed. by Dusan Deak. 2 [XI]). Bratislava: Comenius University, Department of Comparative Religion, 2013.

13. Glushkova Irina. Object of worship as a free choice: Viṭhobā (god), Dnyanesvar (saint), the Dnyanesvari (book), or samadhi (grave)? Objects of Worship in South Asian Religions: Forms, practices and meanings. Ed. by Knut A. Jakobsen, Mikael Aktor, and Kristina L. Myrvold. N.Y.: Routledge, pp. 109–128.

14. Gondhalekar R.S.Nāmdevācī Gāthā. Pune: Jagadahitecchu Press, 1892.

15. Hawley John Stratton. A Storm of Songs: India and the Idea of the Bhakti Movement. Harvard: Harvard University Press, 2015.

16. Joshi Kashinath Anant (ed.). Śrīsakalsantgāthā. Khand I. Pune: Shreesantvangmay prakashan mandir (avrutti dusri), 1967.

17. Karve Irawati. “On the Road”: A Maharashtrian Pilgrimage. The Experience of Hinduism: Essays on Religion in Maharashtra. Ed. by Eleanor Zelliot and Maxine Berntsen. Albany: State University of New York Press, 1988, pp. 142–173.

18. Khare Ganesh Hari. Śrī kṣetra Āḷandī. Pune: Bharat itihas samshodhak mandal, 1938.

19. Poitevin, Guy, & Rairkar, Hema. Stonemill and Bhakti: From the Devotion of Peasant Women to the Philosophy of Swamis. New Delhi: D.K. Printworld (P) Ltd., 1996.

20. Kulkarni, Govind Malhar. Namayaci dasi Jani. Sri Namdevdarsan. Relekar N.N., Inamdar H.V., Mirajkar N.D. Kolhapur: Namdev-samajonnati-parishad prakashan, 1970, pp. 414–424.

21. Novetzke, Christian Lee. Divining an Author: The Idea of Authorship in an Indian Religious Tradition. History of Religions. Vol. 42. No. 3. 2003, pp. 213–242.

22. Novetzke, Christian Lee. History, Bhakti, and Public Memory. Namdev in Religious and Secular Traditions. Ranikhet: Permanent Black, 2009.

23. Novetzke, Christian Lee. Namdev. Brill’s Encyclopedia of Hinduism. Vol. IV. Historical Perspectives, Poets, Teachers, and Saints, Relation to Other Religions and Traditions, Hin duism and Contemporary Issues. Ed. by Knut A. Jacobsen. Leiden–Boston: Brill, 2012, pp. 296–302.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх