Мифологическое время у хеттов

 
Код статьиS086919080017859-1-1
DOI10.31857/S086919080017859-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация:
Санкт-Петербургский государственный университет
Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы75-83
Аннотация

Исследователи обычно считают, что хеттские мифологические и эпические тексты отражают повествовательные традиции Анатолии, Месопотамии и Сирии, как равным образом то же самое можно сказать и о многих других элементах хеттской культуры. Несмотря на то, что эпические тексты, найденные в хеттских архивах, часто рассматриваются как иноземная или переводная литература, хеттские писцы активно работали над их адаптацией к своему собственному мировоззрению, изменяя и дополняя их детали, что позволяет считать их релевантным источником для изучения культуры Древней Малой Азии. В статье рассматриваются особенности восприятия времени, характерные для этих текстов, которые позволят понять особенности восприятия времени хеттами. В ходе исследования установлено, что в этих текстах мало внимания уделяется дням и менее продолжительным единицам измерения времени. Единственное упоминание о семидневном сроке в «Песне об освобождении» может быть особенностью сирийской, а не хеттской культуры. Характерной чертой, отличающей эти тексты от их аналогов в других культурах Древнего Ближнего Востока, является подробное описание многомесячных процессов, таких как беременность, которые могут найти свое отражение в ритуальных текстах. «Песня о движении вперёд» (т.н. «Хетто-хурритская теогония») показала пределы времени в мировоззрении хеттов и дала жизнь яркой дискуссии о том, как долго длились девять лет царствования первобытных богов. Детальный анализ всех свидетельств о временных периодах в хеттских мифологических и эпических текстах показывает, что хетты не испытывали страсти к большим числам, измеряющим их реальное или мифологическое прошлое, даже при наличии инструментов для этого, в отличие от других древних ближневосточных и индоевропейских традиций. Эти особенности восприятия времени в хеттском мифе и эпосе хорошо согласуются с нашими знаниями о хеттском календаре, основанном на периодах от одного месяца до нескольких лет.

Ключевые словавосприятие времени, Древняя Малая Азия, мифологическое время, хеттская мифология, эпос.
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта РНФ 19–18–00085 «Календарные праздники древнего Востока: календарный ритуал и роль темпоральных представлений в формировании традиционного сознания народов древнего мира» на базе Санкт-Петербургского государственного университета.
Получено16.05.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов17197
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Хеттские мифо-эпические тексты редко привлекают внимание исследователей времени. Показательно, что в недавнюю антологию «Время в культурах древности» из хеттских текстов вошли только летопись Суппилулиумы I [Bawanypeck, 2020(1)], описание праздника нунтариясха [Bawanypeck, 2020(2)] и описание ритуала Аммихатны [Bawanypeck, 2020(3)] – но ни одного мифо-эпического текста (что контрастирует с другими культурами, представленными в данной антологии такими эпическими произведениями как «Когда вверху» и «Труды и дни»). Вместе с тем, хеттская культура не отличалась склонностью к бюрократически точным датировкам событий, а созданные её носителями мифо-эпические тексты отражают важные аспекты восприятия хода времени. Хеттская терминология, связанная со временем, была довольно развитой – выделяются астрономические единицы измерения времени вроде дня, месяца и года, и неастрономические, отмерявшие промежутки времени, подобные минутам и часам (хали, гипессар и ваксур) [Beckman, 2017; Шелестин, 2021]. Хетты обозначали время только словом meḫur1, с помощью которого образовывали названия частей года и дня [Güterbock et al., 1989, p. 239–242], а содержащие этот термин контексты показывают, что время у хеттов шло (iya), приходило (tiya-) и определялось (tukk-) [Çilingir Cesur, 2020]. При всей склонности хеттов к включению в свой пантеон различных сущностей, само время ими не обожествлялось, хотя с детерминативом божества в хеттских текстах встречается такая его мера как день (dUD), не тождественная передающемуся тем же клинописным знаком Богу Солнца (dUTU) [van Gessel, 1998, p. 841–844]). В хеттских мифо-эпических текстах редки указания на точный ход времени вроде счёта дней. Так, наиболее подробное описание многодневного процесса – кормления исчезнувших Солнечного божества и Телепину на протяжении трёх дней (KUB 36.44 IV! 4–20 [Rieken et al., 2009(1), §19–21]) с целью смягчить их гнев – вынесено за рамки собственно мифологического повествования в соответствующем мифе об исчезнувших божествах, и носит характер инструкции по проведению ритуала [Groddek, 2002, SS. 130–131]. Другой пример счёта дней можно найти в тексте «Эпоса об освобождении», где бог грозы Тешшуб даёт Меги, царю сирийской Эблы семь дней на то, чтобы отпустить пленников (KBo 32.19 I/II 20–23, III/IV 45–48 = KBo 32.30 III 3 [Neu, 1996, SS. 380–381, 394–395]). В отсутствие у хеттов представления о семидневной неделе [Beckman, 2017] семидневный срок ультиматума здесь выглядел бы странным, если бы этот эпос имел анатолийское, а не северосирийское происхождение. По-видимому, семидневный срок имеет ту же природу, что и хорошо засвидетельствованный в северосирийских нарративах вроде автобиографии Идрими семилетний [Liverani, 2004, p. 95]. Проверка по картотеке Чикагского словаря хеттского языка, проведённая автором в декабре 2019 г., показала, что в хеттском корпусе текстов выражение UD.7.KAM ‘седьмой день’ (×11: CTH 186: KBo 32.202 ОС 142; CTH 450: KBo 41.117+ 13; CTH 470: KBo 53.86 8, KUB 58.57 ОС? 74; CTH 500: ABoT 2.108 85; CTH 652: KBo 25.109 III 246; CTH 699: KBo 53.216 IV 207; CTH 789: KBo 32.30 ОС 3, KBo 32.19 II 22, 47; CTH 832: KBo 49.11 ОС пр. кол. 58, KBo 61.272 59) уступает по частотности аналогичным выражениям UD.2.KAM ‘второй день’ (×103), UD.3.KAM ‘третий день’ (×80), UD.1.KAM ‘первый день’ (×16), и сопоставимо с UD.4.KAM ‘четвёртый день’ (×11). Это хорошо соотносится с ранее замеченной исследователями склонностью хеттской культуры почитать скорее число 9 в отличие от месопотамской и других индоевропейских культур, предпочитавших 7 [Ардзинба, 1982, с. 23; Blam, 2005, p. 10, n. 21]. В частности, семилетний срок в хеттских мифо-эпических текстах чаще засвидетельствован в произведениях семитского происхождения вроде мифа об Элкунирсе и Асерту, в котором плакальщицы семь лет оплакивают детей Асерту, убитых Богом Грозы (CTH 342: KUB 36.35 I 26 [Rieken et al., 2009, §3]). Это хорошо соотносится с тем фактом, что только в Киццувадне и Северной Сирии засвидетельствован семилетний праздничный цикл [Shelestin, 2021, p. 110–111], хотя семимесячный и семидневный сроки менее выражены в культовой традиции этого региона. Для хеттского эпоса более характерен последовательный счёт месяцев – черта, выделяющая его на фоне других эпических традиций древнего мира [West, 1997, p. 240, n. 81]. Пример такого перечисления месяцев как приёма, передающего ход времени, даёт описание беременности жены Аппу в «Сказке об Аппу и его сыновьях»: [DA]M mAp-pu šum-re-eš-ki-wa-an da-a- ITU.1.K[AM I]T[U].˹2.˺K[AM] [IT]U.3.KAM ITU.4.KAM ITU.5.KAM ITU.6.KAM ITU.7.KAM ITU.8.KAM ITU.9!.KAM p[a-it] nu [(IT)]U.10.KAM ti-ia-at nu-za DAM ˹m˺Ap-pu DUMU.NITA-an ḫa-aš-ta «Жена Аппу забеременела. Первый месяц, второй месяц, третий месяц, четвёртый месяц, пятый месяц, шестой месяц, седьмой месяц, восьмой месяц, девятый месяц прошёл. Настал десятый месяц, и жена Аппу родила сына» (CTH 360: KUB 36.60+KUB 24.8 III 2–4 = KBo 19.106 obv. 8–10 [Rieken et al., 2009(7)]). Аналогичным образом описана беременность коровы, родившей человеческое дитя, в мифе об Боге Солнца, корове и рыбаке, который хетты озаглавили «Табличка об А.. (имя ребёнка коровы)» (CTH 363: KUB 24.7 III 17–19 [Rieken et al., 2009(8)]). Оба эти мифологических текста относятся к произведениям малой формы, и протекание беременности в них выглядит как длительный непрерывный процесс, тогда как в собственно эпических произведениях этот процесс может прерываться. Так, в одном из фрагментов эпического цикла о Кумарби рассказывается, как последний оплодотворил гору Васитта. В процессе протекания её беременности особо выделены второй и восьмой месяцы: [ITU].1.KAM pa-it ITU.2.˹KAM˺ ti-ia-a[t … IT]U.˹5.˺KAM ITU.6.[KAM] ITU.7 ITU.8.KAM ti-ia-a[t] «Прошёл первый месяц, настал второй месяц. … пятый месяц, шестой месяц, седьмой месяц. Настал восьмой месяц» (CTH 346: KUB 33.118 I 9–10), после чего Васитта задымила, чем вызвала обсуждение со стороны других гор. После этого [ITU.]9.[KAM p]a-it nu ITU.10.KAM ti-ia-at «прошёл девятый месяц, настал десятый месяц» (CTH 346: KUB 33.118 I 27), в который Васитта, по-видимому, и извергла своё потомство [Kloekhorst, 2016]. Большая значимость восьмого месяца беременности подчёркивается и в киццуваднском ритуале для беременных, который предписывает к этому месяцу изолировать будущую роженицу в постройке-арцана (CTH 489: KBo 17.65+ABoT 1.25 ОС 25–27) [Mouton, 2008, pp. 60, 113, 118]. Если Кумарби, оплодотворивший Васитту, сам занимался подсчётом месяцев в ожидании потомства [Kloekhorst, 2016, p. 167], то в другом фрагменте эпического цикла о Кумарби, «Песни о движении вперёд», подсчётом срока беременности занимается стороннее божество: [d˺A.A-aš-ša ḫa-at-ta-an[-na-aš . EN- ITU.MEŠ k]ap-pu-iš-ke-ez-zi ITU.1.KAM IT[U.2.KAM ITU.3.KAM pa-it I]TU.4.KAM ITU.5.KAM ITU.6.KAM pa-it [ITU.7.KAM I]TU.8.KAM ˹ITU.9.˺KAM pa-it nu ITU.10.KA[M nu I-NA] ITU.10.KAM KI- ú-i-ú-e--ki[-u-an da-a-] «И Эа, владыка мудрости, считает месяцы. Прошёл первый месяц, второй месяц, третий месяц. Прошёл четвёртый месяц, пятый месяц, шестой месяц. Прошёл седьмой месяц, восьмой месяц, девятый месяц, и настал десятый месяц. На десятый месяц Земля стала стенать» (CTH 344: KUB 33.119+KUB 33.120 IV 12–16 [Rieken et al., 2009(4)]). Хотя доподлинно неизвестно, кто был в данном случае отцом рождённых Землёй близнецов [Dongen, 2012, p. 65], им едва ли был Эа, так как он выполняет далее роль вестника, сообщающего царю о рождении детей [Corti, 2007, pp. 112–113]. «Песнь о движении вперёд» (шум. SÌR GÁxÈ.A = хетт. SÌR para=kan pawaš) — наиболее пронизанный ощущением времени из хеттских эпических текстов10. Вместе с тем, хотя даже название этого произведения предлагает видеть в нём космогонический или этиологический миф, он не рассказывает о времени, когда существенные элементы мироздания ещё не существовали бы (в отличие от аналогичного вавилонского эпоса «Когда вверху»). В зачине «прежние боги» ([k]a-[ru]-˹ú-i-li-ia˺-kán DINGIR.MEŠ-!˺) призываются в качестве слушателей (CTH 344: KUB 33.119+KUB 33.120 I 1 [Rieken et al. 2009(4)]). Исследователи предполагают, что этот призыв вызван давностью событий, достоверность изложения которых могли бы подтвердить лишь изначальные боги [Pecchioli Daddi, Polvani 1990, p. 117; иначе Gilan, 2021]. Далее идёт по одному шаблону рассказ о царствованиях Алалу и Ану, каждое из которых длилось девять лет: ˹9˺ MU.ḪÁ-aš kap-pu-u-wa-an-ta-aš dA-˹la˺-lu-uš AN-ši ˹LUGAL˺- eeš-ta˺ ˹9˺-ti-ma! MU-ti dA-la-lu-u-i dA-nu- me-na-aḫ-ḫa-an-da za-aḫ-ḫa-i[n p]a˺ ˹9˺ MU.Ḫ[Á]- kap-pu-u-wa-an-ta- dA-nu- AN-ši LUGAL- e--ta ˹9˺-ti-ma! ˹MU˺-ti dAnu˺- dKu-mar- me-na-aḫ-ḫa-an-ta za-aḫ-ḫa-in pa-iš «9 считанных лет был Алалу царём на небе, а на девятом году против Алалу Ану пошёл на бой 9 считанных лет был Ану царём на небе, а на девятом году Ану пошёл на бой против Кумарби» (CTH 344: KUB 33.119+KUB 33.120 I 12–13, 18–19 [Rieken et al. 2009(4)]). В Восточном Средиземноморье девять было символическим числом, обозначавшим новизну или завершённость, а девятилетие могло обозначать неопределённо долгий период времени [Dongen, 2012, p. 36]. Иногда девятилетие царствования в этом эпосе и вавилонском об Атрахасисе уподобляют девяти месяцам беременности [Gurney, 1978–1979], что сомнительно, поскольку, как мы видели выше, самым важным для беременности у хеттов был десятый месяц. Подобные девятилетия царствования известны и по другим хеттским мифам – в также относимом к циклу о Кумарби мифе о царствовании Бога-защитника говорится, что I-NA MU.9.˹KAM˺ dLAMMA- ne-pí-ši LUGAL- e-ta˺ nu a--e-da- MU.˹ḪÁ˺- ša-a-ra-a-u-waar˺ UR.BAR.RA.MEŠ LÚ.MEŠNÍ.ZU ÚUL˺ e-še-er «На девять лет Бог-Защитник был царём на небе. В те годы не было бурь, волков и воров» (CTH 343: KUB 36.2b+Bo 7247 II 8–11 [Blam, 2005; Rieken et al., 2009(3)]), ср. [M]U.9.KAM dLA[MMA … DUMU.L]Ú.U19-UT-T[I] «Девять лет Бог-Защитник … человечеству» (CTH 343: KBo 57.211 1–2). Хотя некоторые исследователи считают, что в подобных контекстах речь идёт о периодах длительностью девять веков или эпох, но более вероятно, что здесь мы имеем дело с особенностями восприятия времени в Анатолии, контрастирующими с традицией Месопотамии и Сирии, где в середине II тыс. до н.э. правление Алалу исчислялось 3600 или 36000 годами [Haas, 1994, S. 83]. Девятилетний цикл часто фигурирует в описаниях хеттских праздников — каждые девять лет происходило обновление священного руна Цитхарии и Бога-Защитника города Хатенцува [Haas, 1994, S. 455], с этим циклом мог быть связан и праздник пуруллия (CTH 674: Bo 3251 III 1 [Haas, 1970, S. 254]), в ходе которого разыгрывался миф о борьбе Бога Грозы со змеем Иллуянкой. В некоторых фрагментах хеттских мифов встречаются отрывочные указания, что некое действие происходит в определённый момент времени или длится определённый срок: [I-NA M]U.3.KAM-ma-kán dKu-mar-[ …] «А на третий год Кумарби …» (CTH 347: KUB 8.63 IV 7 [Rieken et al., 2009(5): §5]); [n]u-wa KUR-e ku-up-ri-ia-an-za ˹ḫar-zi MU˺.7.K[AM ...] «И страну держит битум. Семь лет …» (CTH 348: KBo 26.81 10 [Rieken et al., 2009(6): §3]); [... I-N]A MU.7.KAM-ti mPí-i[r-...] «На седьмой год Пир.. …» (CTH 361: KBo 22.89 7); ˹MU˺.4.KAM nu-wa ka-a- LUGAL-u[š ... ] «… четыре года. И этот царь …» (CTH 365: KUB 23.79 ЛС 14 [Rieken et al., 2009(9): §3]). Как видим, речь идёт о процессах небольшой протяжённости, преимущественно длиной в несколько лет. Некоторые промежутки времени измеряются большими, но в то же время не круглыми числами: nu dUTU-wa-aš DUMU.NITA-an [ḫu-u?-m]a-an-te-eš DINGIR.MEŠ ˹e-ep-pir˺ ˹na?-an? KUR?-an-ti˺ LUGAL-un i-e-er [m]a-a-an MU 1 ME ŠU-ŠI 2.KAM.ḪÁ xx[xx]xx ˹šu-u-ul-le˺-[e-er] «Все боги взяли сына Бога Солнца и сделали его царём над страной. Когда [минуло?] 162 года, они возроптали» (CTH 365: KUB 23.79 obv. 7–9 [Rieken et al., 2009(9): §2]). Последнее число лет выглядит странным, поскольку это единственное число больше 100 во всём хеттском корпусе нумерованных годов и не кажется круглым числом с точки зрения хеттской системы счисления. Текст выглядит типичным для хеттской мифологии повествованием о Царствовании на Небесах [Polvani, 2010], и остальные тексты этого круга не описывают длительность царствований богов такими большими и точными числами. Манера, в какой записано это число, напоминает один пассаж «Повести о Цальпе», который различается в древней и поздней копиях. В древнехеттской версии Хаппи спрашивает людей Цальпы: «Не была ли там сотня воинов? Разве они не умерли?»11, что превратилось в «Сто шестьдесят воинов — почему они не умерли?»12 после того, как новохеттский язык утратил союз šu, и писец попытался понять тёмное для него šu-wa () как ŠU-ŠI (), что означает ‘60’ [Otten, 1973, S. 45]. Подобный процесс мог вызвать появление ŠU-ŠI в KUB 23.79, новохеттской копии среднехеттского текста (о датировке ср. [Steitler, 2017, p. 364, n. 1130]), и исходное число лет в этом повествовании могло быть гораздо меньше. Таким образом, хеттские мифологические тексты не позволяют проследить Urzeit как обладающее особыми свойствами изначальное время у хеттов. Напротив, скорость протекания времени у богов не отличается от скорости протекания земного времени, хотя акцент смещён на процессы длительностью несколько месяцев и несколько лет, тогда как многодневные процессы почти не встречаются в текстах этого жанра. Особенностью хеттского мифологического времени является отсутствие сверхдлительных периодов, характерных для месопотамской традиции, измеряющей правления богов и первоначальных правителей сотнями и тысячами лет. Близость хеттского мифологического времени к земному подчёркивается соразмерностью и параллелизмом сроков мифологических действий срокам земных ритуалов, осуществлявшихся жителями Хеттского царства. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ / ABBREVIATIONS ЛС – лицевая сторона ОС – оборотная сторона ABoT – Ankara Arkeoloji Müzesinde Bulunan Boğazköy Tabletleri. Istanbul – Chicago, 1948–2011. Bo – сигла неопубликованных текстов из Богазкёя. CTH – Košak S., Müller G.G.W., Görke S., Steitler Ch. Catalogue des textes hittites. URL: >>>> ; дата обращения: 08.12.2021. KBo – Keilschrifttexte aus Boghazköi. Leipzig – Berlin, 1916–2021. KUB – Keilschrifturkunden aus Boghazköi. Berlin, 1921–1990

Всего подписок: 0, всего просмотров: 336

Оценка читателей: голосов 0

1. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М.: Наука, 1982 [Ardzinba V.G. Rituals and Myths of Ancient Anatolia. Moscow: Nauka, 1982 (in Russian)].

2. Шелестин В.Ю. Единицы измерения времени у хеттов. Беларусь и культурное наследие древности и средневековья: материалы международной научной конференции, приуроченной к годовщине подписания Пакта Рериха. Белорусский государственный университет. Минск: БГУ, 2021. С. 197–209 [Shelestin V.Yu. The Hittite units of time. Belarus and the cultural heritage of Antiquity and Medieval Ages: materials of the the international conference in memory of the anniversary of The Roerich Pact. Belarusian State University. Minsk: BGU. Pp. 197–209 (in Russian)].

3. Bawanypeck D. Q13 – Die Mannestaten des Šuppiluliuma I. Zeit in den Kulturen des Altertums. Antike Chronologie im Spiegel der Quellen / hrsgb. von R. Färber und R. Gautschy. Wien – Köln – Weimar: Böhlau, 2020(1). SS. 165–176.

4. Bawanypeck D. Q14 – Ein hethitischer Reisefest, das im Herbst gefeiert wird. Zeit in den Kulturen des Altertums. Antike Chronologie im Spiegel der Quellen / hrsgb. von R. Färber und R. Gautschy. Wien – Köln – Weimar: Böhlau, 2020. SS. 177–188.

5. Bawanypeck D. Q15 – Eine hethitische Rezeptur mit Zeitangaben. Zeit in den Kulturen des Altertums. Antike Chronologie im Spiegel der Quellen / hrsgb. von R. Färber und R. Gautschy. Wien – Köln – Weimar: Böhlau, 2020. SS. 189–198.

6. Beckman G. The Hittite Gilgamesh (Journal of Cuneiform Studies Supplementary Series; 6). Atlanta: Lockwood, 2019.

7. Beckman G. Zeit (time). B. Bei den Hethitern. Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. Bd. 15. Berlin – New York: de Gruyter, 2017. Pp. 248–250.

8. Blam J.-F. Fragment hittite Bo 7247: Nouveau joint avec le Chant de LAMMA. Antiquitatis. Notae, 25.06.2005. URL: http://antiquitatis-notae.univ-paris1.fr/blamfragka.pdf; дата обращения: 08.12.2021.

9. Busse A. Luwian (Glossenkeilwörter) kulan(a)- ‘time of completion (or sim.)’. Digital Philological-Etymological Dictionary of the Minor Ancient Anatolian Corpus Languages. DEMO-Build 1. 2017. URL: https://www.ediana.gwi.uni-muenchen.de/dictionary.php; дата обращения: 08.12.2021.

10. Çilingir Cesur S. Zamanın tanımı: Hitit metinlerinde ‘meḫur’ kavramı. Archivum Anatolicum. Cilt 14/1. 2020. Ss. 51–81.

11. Corti C. The so-called “Theogony” or “Kingship in Heaven”. The name of the Song. Studi micenei ed egeo-anatolici. Vol. 49. 2007. Pp. 109–121.

12. Dongen E. van. The Hittite Song of Going Forth (CTH 344): A Reconsideration of the Narrative. Welt des Orients. Bd. 42. 2012. Pp. 23–84.

13. Gilan A. ‘Let Those Important Primeval Deities Listen’. The Social Setting Of The Hurro Hittite Song Of Emergence. Gods and Mortals in Early Greek and Near Eastern Mythology / ed. by A. Kelly, C. Metcalf. Cambridge: Cambridge University Press, 2021. Pp. 19–36.

14. Groddek D. Die rituelle Behandlung des verschwundenen Sonnengottes (CTH 323). Silva Anatolica. Anatolian Studies Presented to Maciej Popko on the Occasion of His 65th Birthday / Taracha P. (ed.). Warsaw: Agade, 2002. SS. 119–131.

15. Gurney O.R. The symbolism of 9 in Babylonian and Hittite literature. Journal of the Department of English (University of Calcutta). Vol. 14. 1978–1979. Pp. 27–31.

16. Haas V. Der Kult von Nerik. Ein Beitrag zur hethitischen Religionsgeschichte (Studia Pohl 4). Roma: Pontificum Institutum Biblicum, 1970.

17. Haas V. Geschichte der hethitischen Religion. Leiden: Brill, 1994.

18. Kloekhorst A. The Story of Wāšitta and Kumarbi. Audias fabulas veteres. Anatolian Studies in Honor of Jana Součková-Siegelová / ed. by Š. Velhartická. Leiden – Boston: Brill, 2016. Pp. 165–177.

19. Liverani M. Myth and Politics in Ancient Near Eastern Historiography. London: Equinox, 2004.

20. Mouton A. Les rituels de naissance kizzuwatniens. Un example de rites de passage en Anatolie hittite. Paris: De Boccard, 2008.

21. Neu E. Das hurritische Epos der Freilassung Bd. 1: Untersuchungen zu einem hurritisch-hethitischen Textensemble aus Ḫattuša (Studien zu den Boğazköy-Texten; 32). Wiesbaden: Harrassowitz, 1996.

22. Otten H. Eine althethitische Erzählung um die Stadt Zalpa (Studien zu den Boğazköy-Texten; 17). Wiesbaden: Harrassowitz, 1973.

23. Pecchioli Daddi F., Polvani A.M. La mitologia ittita (Testi del Vicino Oriente Antico; 4). Brescia: Paideia, 1990.

24. Polvani A.M. An interpretation of KUB XXIII 79 (“The sacrifice on the river Mala”). Studi micenei ed egeo-anatolici. Vol. 52. 2010. Pp. 273–277.

25. Rieken E. et al. CTH 323.1 – Vom Verschwinden und der Wiederkehr der Sonnengottheit. 2009(1). URL: http://hethiter.net/: CTH 323.1; дата обращения: 08.12.2021.

26. Rieken E. et al. CTH 342.1.1 – Elkunirša und Ašertu (Erste Version, Text eins). 2009(2). URL: http://hethiter.net/: CTH 342.1.1; дата обращения: 08.12.2021.

27. Rieken E. et al. CTH 343.1 – Mythos vom Königtum des Gottes LAMMA – Erste Version. 2009(3). URL: http://hethiter.net/: CTH 343.1; дата обращения: 08.12.2021.

28. Rieken E. et al. CTH 344 – „Das Lied vom Ursprung“: Das Königtum im Himmel oder die Theogonie. 2009(4). URL: http://hethiter.net/: CTH 344; дата обращения: 08.12.2021.

29. Rieken E. et al. CTH 347.1 – Atramḫasis – Ein Fragment. 2009(5). URL: http://hethiter.net/: CTH 347.1; дата обращения: 08.12.2021.

30. Rieken E. et al. CTH 348.I.25 – Das Ḫedammu-Lied. 2009(6). URL: http://hethiter.net/: CTH 348.I.25; дата обращения: 08.12.2021.

31. Rieken E. et al. CTH 360.1 – Das Märchen von Appu und seinen Söhnen – Erste Tafel. 2009(7). URL: http://hethiter.net/: CTH 360.1; дата обращения: 08.12.2021.

32. Rieken E. et al. CTH 363.1 – Das Märchen von dem Sonnengott, der Kuh und dem Fischer. 2009(8). URL: http://hethiter.net/: CTH 363.1; дата обращения: 08.12.2021.

33. Rieken E. et al. CTH 365 – Ritual und Mythos um den Euphrat (Māla). 2009(9). URL: http://hethiter.net/: CTH 365; дата обращения: 08.12.2021.

34. Shelestin V. Hittite Calendar in Its Rhythm. Temporal Concepts and Perception of Time in the Ancient Orient. Proceedings of the Workshop “Calendar Festivals of the Ancient Orient” (held in St. Petersburg 20th–21th November 2020) / Edited by V.V. Emelianov. St. Petersburg: St. Petersburg Centre for Oriental Studies Publishers, 2021. Pp. 99–123.

35. Steitler Ch. The Solar Deities of Bronze Age Anatolia. Studies in Texts of the Early Hittite Kingdom (Studien zu den Boğazköy-Texten; 62). Wiesbaden: Harrassowitz, 2017.

36. West M.L. The East Face of Helicon: West. Asiatic Elements in Greek Poetry and Myth. Oxford: Clarendon, 1997.

37. Zgoll Chr. The Hittite ‘Theogony’ or Song of Going Forth (CTH 344): Stratification of Mythical Traditions. With a Suggested Translation for KUB 33.120 Vs. I 19 f. Journal of Ancient Near Eastern Religions. Vol. 21. 2021. Pp. 208–227.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх