Религиозный статус Рухоллы Хомейни в современном Иране

 
Код статьиS086919080015161-4-1
DOI10.31857/S086919080015161-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой; старший научный сотрудник
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, 125993, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6, корп. 5, пом. 622; Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы134-143
Аннотация

В статье исследуется политический портрет и религиозный статус основателя исламского режима аятоллы Хомейни в Иране в настоящее время. Высшие руководители Ирана в последние десятилетия в значительной части были учениками и соратниками Хомейни, и поэтому его наследие продолжает играть очень большую роль в иранской политике. Государственная пропаганда описывает Хомейни как совершенного лидера, который не совершал ошибок, и утверждает, что созданная им политическая система безупречна. Повсюду в иранских городах можно видеть портреты, цитаты основателя Исламской республики или высказывания о нем близко знавших его людей, относящиеся к самым разным сферам жизни, – от поведения Хомейни в семье и его религиозного благочестия до внешнеполитической позиции, которую должны занимать иранцы. Эти плакаты содержат три уровня легитимности Хомейни: сравнение его с пророком и имамами ислама, подчеркивание его безупречного поведения, а также его житейской мудрости. Культ Хомейни после его смерти приобрел чисто религиозную плоскость: верующие шииты стали его почитать как святого заступника, наравне с пророками, непогрешимыми имамами и их потомками (имам-заде), почитание которых в Иране имеет более чем тысячелетнюю историю. У Хомейни появился свой мавзолей, куда каждый год стекаются миллионы его почитателей и в котором также похоронены его сын Ахмад и выдающийся политический деятель Али Акбар Хашеми-Рафсанджани.

Ключевые словаРухолла Хомейни, Иран, легитимация, плакаты, мавзолей, шиитские имамы
Источник финансированияГрант «Проектные научные коллективы РГГУ» в 2020 г. Название научно-исследовательского проекта: «Посредничество между реальным и потусторонним миром в религиозных практиках иранцев-шиитов».
Получено22.05.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов25910
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современном Иране, где религия неразрывно соединена с политикой, основатель Исламской республики аятолла Рухолла Хомейни (1902–1989 гг.) пользуется особым почитанием и обладает очень высоким статусом. Он является создателем уникального в истории Ирана государственного строя, при котором политическая власть оказалась сосредоточена в руках шиитского духовенства, а значит, верующие должны подчиняться высшим шиитским богословам не только как духовным руководителям, но и как представителям политической власти.
2 Наиболее распространенными титулами Хомейни являются: аятолла (официальный титул высшего богослова), имам (духовный руководитель исламской общины), основатель Исламской республики, Лидер революции.
3 Государственная пропаганда характеризует Хомейни как безупречного лидера, который обладал очень высокими моральными качествами и никогда не ошибался, и поэтому его жизнь, как и его политические взгляды, должны быть примером для всех иранцев. Тем самым иранские власти стремятся обеспечить как лояльность населения, так и свою легитимацию, поскольку сами постоянно подчеркивают свою полную преемственность по отношению к Хомейни и его внутренней и внешней политике. По словам нынешнего Верховного Лидера страны Али Хаменеи, у Хомейни было множество добродетелей, таких как смирение, мудрость, благочестие, справедливость, храбрость, умение грамотно управлять страной и организовывать ее дела, и эти добродетели он приобрел благодаря глубокой вере в Бога и неукоснительному исполнению предписаний ислама. Кроме того, по воспоминаниям Хаменеи, Хомейни был убежден, что все на свете происходит по воле Бога, будь то Исламская революция, освобождение г. Хорремшехр от иракских войск, или же единство иранцев вокруг его режима [Xameneyi, 2014]. Мохаммад Хатами, один из лидеров группировки реформаторов, занимавший должность президента Ирана в 1996–2005 гг., также с подчеркнутым уважением говорит об основателе Исламской республики: «Если превосходство личности имама мы видим в мистицизме и всестороннем исламском учении, а также его бесподобном аскетизме и борьбе против несправедливости, то, несомненно, совершенство его личности должны искать в его широком кругозоре, открывающем путь, определивший облик нашего времени» [Хатами, 2010, с. 12]. Еще более почтительно отзывается о Хомейни его близкий сподвижник, пользовавшийся его полным доверием, – Али Акбар Хашеми-Рафсанджани, который занимал ключевые должности в Исламской республике, в том числе был президентом (1989–1997 гг.) и председателем Совета по целесообразности. Рафсанджани следующим образом описывает имама: «Имам Хомейни – облако божественной милости, которое щедрый Господь подарил народу Ирана, исламскому миру и угнетенным всего мира для выполнения обещания о победе обездоленных над угнетателями, чтобы в эпоху отделения религии от общества в сердцах отчаявшихся пошел дождь надежды». Рафсанджани также говорил, что во время своей учебы в кумском теологическом центре не встречал человека, который бы так глубоко знал ислам (включая исламское право и исламскую мораль), как Хомейни [Rabete-ye motaqabel-e emam-e Xomeyni, 2019].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 515

Оценка читателей: голосов 0

1. Гибадуллин И.Р. Муртаза Мутаххари и Исламская революция в Иране. М.: Садра, 2015.

2. Сажин В.И. Корпус стражей исламской революции Ирана – государство в государстве. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. Т. 10. № 3. С. 83–109.

3. Филин Н.А. История и современные процессы легитимации власти в Исламской республике Иран (1979–2019 гг.): дис. … док. ист. наук. М., 2019.

4. Хатами М. Страх перед бурей. М.: Издательство МГУ, 2001.

5. Чернова А. Ф. Влияние исламской революции на монархические режимы в Персидском заливе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 161. С. 24–31

6. Abrahamian E. Khomeinism: Essays on the Islamic Republic. Berkeley: University of California, 1993.

7. Alef S. Mobareze baraye demokrasi. Khiyaban. 29.06.2009. No. 10. P. 3.

8. Alla A. Nowruz dar bahman http://www.beytoote.com/baby/fiction-baby/poems3-children-fajr.html (accessed: 03.10.2020).

9. Aminpur K. Fasl-e taqsim-e gol va gandom. Gol-e aftabgardan-e Xoda: majmue-ye ašar-e šaeran-e ostan-e Xuzestan piramun-e hazrat-e emam-e Xomeyni. Ed. by M. Shakravi. Tehran: Aruj, 2010.

10. Arjomand A.S. The Shadow of God and the Hidden Imam: Religion, Political Order, and Societal Change in Shi'ite Iran from the Beginning to 1890. Chicago: University of Chicago Press, 1984.

11. Farji M. Eddea-ye vojud-e 100 hezar maqbare-ye emamzade-ra radd kardim. Shargh. 08.08.2011 http://old.sharghdaily.ir/news/90/05/17/7695.html (accessed: 03.10.2020).

12. Motahhari M. Raftaršenasi-ye emam-e Xomeyni. Tehran: Aruj, 2008.

13. Nurayi H. Šer-i az jens-e ab. Ašar-e šaeran-e ostan-e Markazi dar madh-o resa-ye emam-e Xomeyni. Tehran: Aruj, 2010.

14. Rabete-ye motaqabel-e emam-e Xomeyni va ayatolla Hashemi-Rafsanjani https://www.irna.ir/news/83335877/رابطه-متقابل-امام-خمینی-و-آیت-الله-هاشمی-رفسنجانی (accessed: 03.10.2020).

15. Rajayi G. Bardaštha-yi az seyre-ye emam-e Xomeyni. Vol. 3. Halat-e manavi. Tehran: Aruj, 2014.

16. Ross M. Khomeini Renews Call for Death of Rushdie. https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1989-02-20-mn-29-story.html (accessed: 03.10.2020).

17. Šahrami B. Mehman (Guest) https://www.bargozideha.com/share/jrvoe4up- شعر (accessed: 03.10.2020).

18. Šeyxi Z. Ye ruz tu mah-e bahman https://www.koodakcity.com/khordsal/persian-song/22-bahman-sher-koodak/ (accessed: 03.10.2020).

19. The Christian Science Monitor. Rivalry Complicates Iranian Exile Struggle. „Monarchists“ and Leftists Disagree on Goals and are Internally Split. https://www.csmonitor.com/1986/0703/oiran2.html (accessed: 03.10.2020).

20. Torki M.R. Khazn 2. Gol-e aftabgardan-e Xoda: majmue-ye ašar-e šaeran-e ostan-e Xuzestan piramun-e hazrat-e emam-e Xomeyni. Ed. by M. Shakravi. Tehran: Aruj, 2010.

21. Xameneyi A. Bahari be nam-e ešq. Gozide-ye asar-e šaeran-e Xorasani dar resa-ye emam-e Xomeyni. Ed. J. Eslami. Tehran: Aruj, 2006.

22. Xameneyi A. Xotbeha-ye namaz-e jome-ye Tehran (Sermons on Friday Prayers in Tehran. 04.06.1999). Xameneyi A. Hadis-e velayat (Hadith about Islamic Government). Tehran: Centre of Computer Researches of Islamic Studies, 2014.

23. Zendegi be sabk-e Ruhola. Ed. A.A. Sabziyan. Mashhad: Al-Shams, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх