Культурное наследие Ирана в арсенале «мягкой силы» ИРИ

 
Код статьиS086919080013586-1-1
DOI10.31857/S086919080013586-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: внештатный корреспондент Pars Today Russian
Аффилиация: Международная Федерация Журналистов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Тегеранский университет
Адрес: Тегеран, Иран
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы130-143
Аннотация

Понятие «культурное наследие» в настоящее время занимает одно из главных мест во внешнеполитической доктрине Ирана. Оно рассматривается в качестве компонента его «мягкой силы» различными центрами принятия решений в ИРИ – и правительством президента Роухани, продолжающим прагматическую линию на «конструктивное взаимодействие с миром», и Высшим руководителем (рахбаром) Хаменеи, стремящимся «обеспечить интеллектуальную и моральную безопасность общества» и противодействовать враждебной пропаганде. 

Культурное наследие как комплекс историко-культурных ценностей нации является предметом исследования целого ряда научных и идеологических структур ИРИ и содержательной основой для их взаимодействия с научными и политическими институтами во всем мире.

В ходе «культурной революции», объявленной в 1980 г., идеологи ИРИ стремились построить концепцию «новой исламской культуры» на основе исключительно исламских (преимущественно шиитских) ценностей. Это привело к сужению понятия «культурное наследие» во всех сферах, что отрицательно сказалось на культурном развитии Ирана и на образе страны в целом.

В период «прагматичной дипломатии» президента Хашеми-Рафсанджани с начала 1990-х гг. в понятие «культурное наследие Ирана» были включены культурные достижения доисламской эпохи, персидский язык и средневековая суфийская поэзия. Цивилизационный подход к культурному наследию и политика «Диалога цивилизаций» президента Хатами помогли стране встать на путь регионального лидерства и при Ахмадинежаде заявить о себе как об одном из центров «многополярного мира». Культурная дипломатия действующего президента Роухани, в русле стратегии рахбара по пропаганде ирано-исламской культуры, продолжает линию на вовлечение мирового научного сообщества в освоение культурного наследия Ирана. Международное сотрудничество в сфере иранистики является мощным резервом «мягкой силы» Исламской Республики Иран.

 

Ключевые словаКультурное наследие Ирана, «мягкая сила», «Большой Иран», «культурная инженерия», иранистика
Получено30.01.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов37738
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Культурное наследие любой страны является ее важным имиджевым ресурсом и инструментом ее культурной дипломатии. Чем богаче наследие, тем шире поле для международного сотрудничества и утверждения своих позиций в мире через культурное влияние. Однако в отношении Исламской Республики Иран, уже больше сорока лет ведущей свою независимую политику, все не так однозначно. Призыв рассматривать Иран как культурное достояние всего мира, а не только как страну победившего ислама берет истоки в начале 1990х гг., когда, оправившись от революционных потрясений и ужасов «навязанной войны» с Ираком, ИРИ начала искать выход из международной изоляции и выстраивать новую парадигму отношений с внешним миром. Именно тогда, строго придерживаясь основных культурно-политических постулатов ислама, введенных после революции 1979 г., руководство ИРИ признало необходимость скорректировать некоторые положения своей культурной политики, тесно связанной с внешнеполитической доктриной страны. Радикальный призыв к экспорту исламской революции еще самим ее вождем Р.М.Хомейнив конце 1980-х гг. был заменен на «экспорт исламской культурной революции». В период прагматичной дипломатии президента А.А. Хашеми-Рафсанджани (1989–1996) внешнеполитический лозунг был скорректирован на «экспорт культуры исламской революции». С приходом к власти президента С.М. Хатами (1997–2005) дипломатами стал использоваться лозунг «экспорт ирано-исламской культуры». «Фактически в конце 1990-х гг. в Иране произошла смена внешнеполитической парадигмы, культурная составляющая временно стала доминантой нового государственного курса»[Юртаев, 2012, с. 187].«Сегодня правящая элита ИРИ отчетливо осознает значимость “культурного наследия” в жизни общества и активно использует его во внутренней и внешней политике, в частности, в регионе стран Западной и Центральной Азии» [Кляшторина, 1998, с. 122]. Амбиции Ирана основываются не только на его исключительном географическом положении, 85-миллионном населении, растущей, несмотря на санкции, экономической и военной мощи, позволяющей участвовать в геополитических конфликтах (в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене). Все более важное место во внешней политике ИРИ занимает концепция «Большого Ирана», выходящего далеко за географические и временные рамки современной ИРИ. И в этой концепции ведущая роль принадлежит богатейшему культурному наследию страны, которое рассматривается как важный фактор «мягкой силы» Ирана. «Учитывая историческую роль Ирана в регионе Большого Ирана (охватывающего Кавказ, Западную Азию, Центральную Азию и части Южной Азии), страна имеет потенциал проявлять мягкую силу к естественному рынку (как это было в прошлом) и продвигать свои национальные интересы» [Sadeghi, Hajimineh, 2019, p. 221].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 706

Оценка читателей: голосов 0

1. Арабаджян А.З. Ислам и иранское начало в ИРИ (проблема соотнесенности).Иран: эволюция исламского правления. М.: ИВРАН, 1998. C. 30–36

2. Дорошенко Е.А. Исламская культурная революция. Иранская революция 1978–1979. Причины и уроки. М., «Наука», 1989.C. 253–258

3. Дунаева Е.В. Шиитское духовенство в политической жизни современного Ирана. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11, № 4. С. 169–189

4. Каменева М.C. Роль языка и религии в национальной интеграции Ирана. Иран: эволюция исламского правления. М.: ИВ РАН, 1998. C. 46–52.

5. Каменева М.С. О трансформации понятия «культура» в Исламской Республике Иран. Россия и мусульманский мир. 2015. № 3. С. 144–152.

6. Кляшторина В.Б. Культурно-политическая доктрина ИРИ в регионе (90-е гг.). Исламская Республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура). М.: ИВ РАН, 1998. С. 120–129

7. Кляшторина В.Б. Иран 60–80-х годов: от культурного плюрализма к исламизации культурных ценностей (идеология, политика, культура). М.: Наука,1990.

8. Мамедова Н.М. Предисловие. Иран: эволюция исламского правления. М.: ИВРАН, 1998. С.5–7.

9. Полищук А.И. План реализации культурной политики ИРИ как инструмент «мягкой силы». Социально-политические процессы на Востоке. Труды Института востоковедения РАН. Вып. 26. М.: ИВРАН, 2019. C. 201–210.

10. Рубинчик Ю.А. Некоторые особенности развития персидского языка в Исламской Республике Иран. Иран: эволюция исламского правления. М.: ИВРАН, 1998. C.53–59.

11. Санаи М. Мусульманское право и политика. История и современность. М.: САДРА, 2016.

12. Соболева А.С. Форум преподавателей персидского языка и иранистов России. Радио «Голос Ирана». 25.12.2014 http://www.iranonline.ru/analytics/reportazhi/12793/ (accessed:15.10.2020).

13. Соболева А.С. Хаддад Адель: Иран создал мир, достойный познания. Pars Today.18.01.2016 https://parstoday.com/ru/news/iran-i5419 (accessed: 15.10.2020).

14. Соболева А.С. Глубины и высоты исламской мысли на русском языке.Pars Today.10.09.2016 http://parstoday.com/ru/news/russia-i42196 (accessed:15.10.2020).

15. Соболева А.С. Названы победители региональной премии. Pars Today. 8.12.2016 https://parstoday.com/ru/news/russia-i52648 (accessed: 15.10.2020).

16. Cоболева А.С. Выявить и устранить препятствия для сотрудничества Pars Today 11.01.2017 https://parstoday.com/ru/news/russia-i56692 (accessed:15.10.2020).

17. Соболева А.С. Главный редактор иранского журнала «Караван» признан «Серебряным пером Руси». Pars Today. 4.11.2018. https://parstoday.com/ru/news/russia-i95438 (accessed: 15.10. 2020).

18. Соболева А.С. Иранистика – одно из первых направлений в российском востоковедении. Интервью с Н.М. Мамедовой. Pars Today. 3.11.2019 https://parstoday.com/ru/news/russia-i106732 (accessed: 15.10.2020).

19. Соболева А.С. Алмазы мудрости в персидской слободе. Pars Today 14.12.2019 https://parstoday.com/ru/news/russia-i107988 (accessed:15.10.2020).

20. Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. М.: Гуманитарий, 2001.

21. Хомейни, имам. Религиозное и политическое завещание. М.:Палея, 1999(1).

22. Хомейни, имам. Путь к свободе (речи и завещание). Серия: Вожди народов – ХХ век. Изд. 2-е. М.: Палея,1999(2).

23. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979–2010 гг.). Москва: РУДН, 2012.

24. Academy of Persian Language and Literature (in Persian) https://apll.ir/ (accessed: 22.12.2020).

25. Eivazi M.R., Parsa M., Factors for Renewing the Soft Power of the Islamic Republic of Iranian Islamic Movements (Based on the Views of the Spiritual Leader of the Islamic Republic of Iran).Study of Islamic Awakening. Vol. 2, No. 3. 2013. Pp.43-60 (in Persian).

26. Esfandiyar R., The Soft Power Capacity of the Islamic Republic in the Face of International Challenges; Emphasizing the Thought of the Leaders of the Islamic Revolution. Qom: Institute of Islamic Science and Culture. Vol.22, No.87.Autumn 2019. Pp. 127-152 (in Persian).

27. Gahramanpur A., Eftehari A. Encyclopedia of Soft Power (“Daneshname godrat-e narm”) / Tehran.Imam Sadegh University. 2015 (in Persian).

28. General principles and policies of the government of Hassan Rouhani. Full text of the program (in Persian) https://www.khabaronline.ir/news/306946/ (accessed:15.10.2020).

29. Ibn Sina Foundation (in Russian) https://www.islamfond.ru (accessed:15.10.2020).

30. Institute of Humanitarian and Cultural Studies of Iran (in Persian). http://www.ihcs.ac.ir (accessed: 15.10.2020).

31. Iran’s cultural engineering map (in Persian). https://sccr.ir/Files/6559.pdf (accessed: 15.10.2020).

32. KHAMENEI.IR. Official site of Supreme leader. Soft power /Archive2015/2016 (in Persian). http://farsi.khamenei.ir/newspart-index?tid=14235#62672 (accessed: 15.10.2020).

33. Nye J.S. The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone. New York: Oxford University Press, 2002.

34. SAADI FOUNDATION (in Persian). http://www.saadifoundation.ir (accessed: 15.10.2020).

35. Sadeghi S.M., Hajimineh R.The Role of Iran’s ‘Soft Power’ in Confronting Iranophobia. MGIMO Review of International Relations.2019.12(4). Pp. 216-238.

36. Tandemir E.O. Islamic Republic of Iran Diplomacy and Soft Power. Master Thesis. Ankara, Yidirim Beyazit University, 2017.

37. Wilson E.J. Public Diplomacy in a Changing World.The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. Pp.110-124.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх