Подводно-археологические исследования у побережья Сирийской Арабской Республики: история и современные изыскания

 
Код статьиS086919080011385-0-1
DOI10.31857/S086919080011385-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник; ведущий научный сотрудник, заведующий кафедрой «Востоковедение»
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Севастопольский государственный университет
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: директор Института Общественных наук и международных отношений
Аффилиация: Севастопольский государственный университет
Адрес: Севастополь, Россия
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы68-81
Аннотация

Мореплавание у берегов Сирии насчитывает около пяти тысячелетий. Здесь находятся древние порты и места кораблекрушений. Несмотря на огромные перспективы проведения подводно-археологических исследований в акватории Сирийской Арабской Республики, систематических работ здесь до сих пор не проводилось. Однако несколько попыток осуществить в регионе планомерные морские изыскания были. Пионером подводно-археологических исследований в этом регионе стала известный подводный археолог О. Фрост. В 60-е годы XX в. она занималась изучением древних портов побережья Ливана и Сирии. Исследования в Сирии продолжались с 1963 по 1965 гг. Было проведено изучение древних портовых сооружений Арвада, составлен топографический план их расположения. Однако наиболее успешные подводно-археологические исследования у сирийских берегов были проведены сирийско-японской экспедицией во второй половине 80-х гг. ХХ столетия в акватории провинции Тартус под руководством профессора Ш. Танабе. Работы были начаты в 1985 году и продолжались три сезона. На морском дне было обнаружено судно длинною более 25 м и шириной 7-8 м. Груз составляли амфоры (более пяти тысяч единиц). С целью датировки и изучения обнаруженного объекта на поверхность были подняты фрагменты его деревянных конструкций и 1242 амфор (из них 150 амфор было отправлено в Японию). Анализ керамического материала и деревянных фрагментов позволили датировать обнаруженное судно XIII в. К сожалению, работы экспедиции приостановились по неизвестным причинам. В октябре 2019 года было заключено соглашение о создании российской археологической миссии и проведении совместных сирийско-российских подводно-археологических исследований в территориальных водах Сирийской Арабской Республики. Участники соглашения - Севастопольский государственный университет и Департамент древностей и музеев министерства культуры Сирийской Арабской Республики. В декабре 2019 г. был проведен первый сезон подводно-археологических исследований, обследована акватория, примыкающая к городу Тартус и острову Арвад. 

Ключевые словаподводная археология, Сирия, Тартус, Арвад, кораблекрушение, порты, якорные стоянки
Источник финансированияисследования выполнялись в рамках проекта программы развития ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» шифр ПР/744-1/2019
Получено17.09.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов26557
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Побережье Сирийской Арабской Республики – исторически важный район международной морской торговли. Вовлечение этого региона в морскую торговлю уже в середине II тыс. до н.э. подтверждается археологическими находками и историческими источниками [Bulharin, 2011, p. 111; Malalas (18: 112), 1986, p. 291; Yangaki, 2009, p. 247-287]. Упоминание о мореходах Арвада мы находим в Библии: «Жители Сидона и Арвада были у тебя гребцами; свои знатоки были у тебя, Тир; они были у тебя кормчими. Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделывать пробоины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для производства торговли твоей» [Иез.27:8-9]. Расположенный напротив Арвада город Амрит был крупным портом и религиозным центром финикийцев. Здесь проходили морские пути в эпоху Античности и Средневековья. Крестоносцы, а следом за ними арабские мореплаватели в этом регионе вели активную навигацию, используя удобную цепочку островов, протянувшихся вдоль побережья, как естественные укрытия от штормов.
2 Несмотря на огромные перспективы проведения подводно-археологических исследований в акватории Сирийской Арабской Республики, ввиду сложной политической и экономической обстановки в регионе, систематических работ здесь до сих пор практически не проводилось. Тем не менее, первые подводно-археологические исследования у побережья Сирии были предприняты еще в 60-х годах XX в. Этот период в истории развития подводной археологии характеризуется подъемом широкого общественного интереса к подобным изысканиям, связанным с изобретением акваланга Ж.-И. Кусто, что сделало значительно более доступными морские глубины для исследователей. Прежде всего, это касалось обследования мест кораблекрушений в самых различных районах. Дж. Басс в своей статье «Развитие морской археологии» пишет, что в этот период «nautical archaeology exploded like a celestial nova» [Bass, 2011, p. 16].
3 Одним из первых таких исследователей была подводный археолог О. Фрост. В 60-е годы XX в. она серьезно занималась изучением древних портов побережья Ливана и Сирии. С целью исследования портовых сооружений острова Арвад под руководством О. Фрост были организованы подводно-археологические изыскания в этом районе. Работы экспедиции проводились при финансовой поддержке Службы древностей Сирии и были сконцентрированы в основном на обследовании акватории – острова Арвад (Рис. 1). Исследования продолжались с 1963 по 1965 гг. В ходе изучения древних портовых сооружений Арвада были проведены геоархеологические исследования, составлен топографический план их расположения, использован новейший для того времени метод аэрофотосъемки, также велась подробная фотофиксация хода работ (было сделано несколько сотен фотографий). Подобный подход О. Фрост в проводившихся исследованиях можно назвать новаторским.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 901

Оценка читателей: голосов 0

Рис. 1. План-схема районов исследований 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг. (Рис._1..._План-схема_районов_исследований_1963-1965_гг._и_1985-1987_гг..jpg, 1,512 Kb) [Скачать]

Рис. 8. Сонаграмма, каменные блоки (цель 16, гбо правый борт). (Рис._8._Сонаграмма,_каменные_блоки_(цель_16,_гбо_правый_борт).jpg, 95 Kb) [Скачать]

Рис. 9. Оборонительные сооружения древнего города-порта Арвад на берегу. (Рис._9._Оборонительные_сооружения_древнего_города-порта_Арвад_на_берегу..JPG, 935 Kb) [Скачать]

Рис. 10 а. Сонаграмма, остов судна (цель 27, гбо правый борт). (Рис._10_а._Сонаграмма,_остов_судна_(цель_27,_гбо_правый_борт)_..jpg, 77 Kb) [Скачать]

Рис. 11. Фотография акватории о. Арвад начала ХХ в. (Рис._11._Фотография_акватории_о._Арвад_начала_ХХ_в._мал.tif, 1,549 Kb) [Скачать]

Рис. 12. Фотография г. Тартус начала ХХ в. (Рис._12._Фотография_г._Тартус_начала_ХХ_в..jpg, 1,786 Kb) [Скачать]

Рис. 13. Текстурированная модель г. Тартус начала ХХI в. (Рис._13.._Текстурированная_модель__г._Тартус_начала_ХХI_в..jpg, 268 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Общий план с указанием райнов исследований в 2019 г. (Рис._2.__Общий_план_с_указанием_райнов_исследований_в_2019_г.._доп_сред_а.jpg, 971 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх