Паттерны рекрутирования членов правительств Ирана (1989–2017)

 
Код статьиS086919080006959-1-1
DOI10.31857/S086919080006959-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: стажёр-исследователь
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы44-59
Аннотация

В статье анализируются социальные и профессиональные факторы рекрутирования в состав иранских правительств в 1989–2017 гг. Теоретическая база статьи основана на широком ряде работ, посвящённых рекрутированию в кабинеты министров стран Европы, Ближнего и Среднего Востока. Методом исследования является биографический анализ. Источником послужили публично доступные данные о 274 министрах и вице-президентах Ирана в семи анализируемых правительствах, частично опубликованные в агрегированном виде другими исследователями. Исследование показало, что административная элита Ирана была фракционно интитуционализирована в 1993 г., при этом каждый президент подбирал команду под себя. Следует добавить, что в отдельные периоды относительно широко представленными игроками были выходцы из армии. Важной тенденцией также стал переход от правительств «технарей» к правительствам «гуманитариев». Также выражена «вестернизация» кабминов, в которых постоянно находилась группа людей с западным образованием. С точки зрения «национализации» образования выражен тренд на сохранение устойчивого большинства министров с иранским образованием. Также выявлен высокий уровень профессионализации правительств: в течение почти всего периода ключевой группой в них была бюрократия. Второй по важности группой были учёные, которые вышли на первое место во время первого срока Хасана Роухани (2013–2017). Военные, духовенство, профессионалы также на время одного срока могли стать второй группой по уровню представленности, однако уже во время следующего правительства выходцы из науки возвращали себе второе место. Необходимо отметить, что уровень клерикализации был относительно небольшим, обходясь без серьёзных колебаний. Параллельно также существовал тренд на увеличение милитаризации, достигший пика во время второго срока Махмуда Ахмадинеджада (2009–2013), когда ветераны Корпуса стражей Исламской революции занимали до полови-ны мест в правительстве. Доля выходцев из региональных столиц в течение почти всего периода составляла больше половины состава правительств, при этом основным поставщиками кадров были Тегеран и Исфахан.

Ключевые словаадминистративная элита, правительство, Иран, рекрутирование элит, бюрократия, биографический анализ
Источник финансированияСтатья подготовлена по результатам исследования в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».
Получено02.10.2019
Дата публикации16.10.2019
Кол-во символов30137
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Роль социального состава политических элит является значимой для исследования политической власти по ряду причин. Во-первых, они могут отражать структуру социальной и политической власти в стране [Putnam, 1976]. Во-вторых, особенности происхождения могут влиять на поведенческие характеристики элит: ценности, аттитюды [Edinger, Searing, 1967], что также отражается на реально проводимой ими политике.
2 Основной проблемой данного исследования является социальный состав кабинетов министров в Иране в 1989–2017 гг. Иран в данном случае представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, в нём доминирующую роль играет фундаменталистское шиитское духовенство. В дополнение к этому в иранском публичном языке значимую роль играет термин Westoxification (перс. غرب‌زدگی), отсылающий к восхищению западной культурой в противовес иранской с негативным оттенком [Hanson, 2009].
3 Несмотря на это, в правительстве также на высших постах присутствуют технократы, получившие образование в Европе или США. Типичным примером этого является доктор Парвиз Давуди, получивший степень PhD по экономике в 1981 г. в Государственном университете Айовы, а в 2005 г. назначенный первым вице-президентом в правительстве Махмуда Ахмадинеджада. А в первом правительстве Хасана Роухани министров со степенью PhD американских университетов было больше, чем в правительстве Барака Обамы [Golkar, 2016]. Наличие таких сложных отношений на уровне идеологии и управления внутри политического режима делает вопрос о том, кем являются члены правительства, важным для понимания организации политической власти в стране.
4 Период 1989–2017 гг. был выбран, так ка. в 1979–1989 гг. сменилось семь правительств с разной структурой и составами, пять из которых пришлось на период 1979–1981 гг. При этом три правительства были переходными. Кроме того, в 1980–1988 гг. Иран вёл войну с Ираком. В 1988–1989 гг., в свою очередь, произошло три события, определивших структуру политической системы Ирана, действующую до текущего момента. Во-первых, это окончание ирано-иракской войны, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие Ирана [Alnasrawi, 1986]. Во-вторых, это конституционная реформа 1989 г., проведённая через референдум. Согласно ей, упразднялся пост премьер-министра, все его полномочия передавались президенту [Milani, 1993]. В-третьих, это смерть аятоллы Хомейни и переход власти к аятолле Хаменеи (1989 г.). В целом после этих событий страна вступила в период Термидора, т.е. революция как таковая закончилась [Mozaffari, 1993]1. Следует также отметить, что в Иране Правительство выполняет административно-управленческие функции, а не занимается стратегическим планированием (ст. 60, 110, 113 Конституции Ирана [The Constitution of the Islamic Republic of Iran (1989 Edition), 2014]). 1. Тем не менее, с точки зрения официальной идеологии и науки, внутри самого Ирана революция продолжается.
5 Анализируемой частью правящей элиты в данном исследовании являются члены кабинетов министров Ирана: вице-президенты, министры, главы служб. Основными источниками послужили данные, представленные в справочнике ‘Postrevolutionary Iran. A Political Handbook’ [Boroujerdi, Rahimkhani, 2018], а также данные из открытых источников. В выборку попали все 274 министра и вице-президента из всех 7 правительств Ирана с 1989 г.: двух правительств Акбара Хашеми-Рафсанджани, двух правительств Мохаммада Хатами, двух правительств Махмуда Ахмадинеджада, одного правительства Хасана Роухани.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 853

Оценка читателей: голосов 0

1. Мамедова Н.М. Иран: особенности формирования политиче-ской элиты. Восток (Oriens). 2016. № 1. С. 121–127 [Mamedo-va N.M. Iran: Features of the Political Elite Formation. Vostok (Oriens). 2016. No. 1. Pp. 121–127 (in Russian)].

2. Мамедова Н.М. Предпринимательская элита в экономической и политической структуре Ирана. Иран. Прошлое и настоящее. Из-бранные труды иранистов Института востоковедения РАН. Сост. Е.М. Дунаева, М.С. Каменева, Н.М. Мамедова, И.Е. Федорова. С. 214–226. М.: ИВ РАН, 2018 [Mamedova N.M. En-trepreneurial elite in political and economic structure of Iran. Iran. The Past and the Present. Selected papers by Iranists of the Institute of Orien-tal Studies of RAS. Eds.: E.M. Dunaeva, M.S. Kameneva, N.M. Mamedova, I.E. Fedorova. Moscow: Institute of Oriental Studies, RAS, 2018. Pp. 214–226 (in Russian)].

3. Тев Д.Б. Федеральная административная элита России: обра-зовательные характеристики. Мир России: Социология, этнология. 2016. № 3. С. 76–96 [Tev D. Russia’s Federal Administrative Elite: Educational Characteristics. Mir Rossii: sotsiologiia, etnologiia. 2016. Vol. 25. No. 3. Pp. 76–96 (in Russian)].

4. Akhavi S. Elite Factionalism in the Islamic Republic of Iran. Mid-dle East Journal. 1987. Vol. 41. No. 2. Pp. 181–201.

5. Alem Y. Duality by Design: The Iranian Electoral System. Wash-ington, D.C.: International Foundation for Electoral Systems, 2011.

6. Aberbach J.D., Putnam R.D., Rockman B.A. Bureaucrats and Politicians in. Western Democracies. Cambridge, Massachusetts, Lon-don: Harvard University Press, 1981.

7. Alnasrawi A. Economic Consequences of the Iraq-Iran War. Third World Quarterly. 1986. Vol. 8. No. 3. Pp. 869–885.

8. Assiri A.-R., Al-Monoufi K. Kuwait's Political Elite: The Cabinet. Middle East Journal. 1988. Vol. 42. No. 1. Pp. 48–58.

9. Behrooz M. Factionalism in Iran under Khomeini. Middle Eastern Studies. 1991. Vol. 27. No. 4. Pp. 597–614.

10. Boroujerdi M., Rahimkhani K. Postrevolutionary Iran. A Political Handbook. Syracuse University Press, 2018.

11. Camp R.A. Education and Political Recruitment in Mexico: The Alemán Generation. Journal of Interamerican Studies and World Affairs. 1976. Vol. 18. No. 3. Pp. 295–321.

12. Buchta W. Who rules Iran? The Washington Institute for Near East Policy; Konrad Adenauer Stiftung, 2000.

13. Cohan A.S. Career Patterns in the Irish Political Elite. British Journal of Political Science. 1973. Vol. 3. No. 2. Pp. 213–228.

14. Edinger L.J., Searing D.D. Social Background in Elite Analysis: A Methodological Inquiry. American Political Science Review. 1967. Vol. 61. No. 2. Pp. 428–445.

15. Faksh M.A. Education and Elite Recruitment: An Analysis of Egypt's Post-1952 Political Elite. Comparative Education Review. 1976. Vol. 20. No. 2. Pp. 140–150.

16. Farazmand A. The impacts of the revolution of 1978–1979 on the Iranian bureaucracy and civil service. International Journal of Public Administration. 1987. Vol. 10. No. 4. Pp. 337–365.

17. Forozan H., Shahi A. The Military and the State in Iran: The Economic Rise of the Revolutionary Guards. The Middle East Journal. 2017. Vol. 71. No. 1. Pp. 67–86.

18. Golkar S. Configuration of Political Elites in Post-revolutionary Iran. Brown Journal of World Affairs. 2016. Vol. 23. No. 1. Pp. 281–292.

19. Jameson F. Postmodernism, or the Cultural Logic of Late Capital-ism. Durham, NC: Duke University Press, 1991.

20. Hanson B. The “Westoxication” of Iran: Depictions and Reac-tions of Behrangi, Āl-e Ahmad, and Shariati. International Journal of Middle East Studies. 2009. Vol. 15. No. 1. Pp. 1–23.

21. Harris K. A Social Revolution. Politics and the Welfare State in Iran. Oakland: University of California Press, 2017.

22. Hartmann M. The Sociology of Elites. London–New York: Routledge, 2007.

23. Kamrava M. Iran's Intellectual Revolution. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

24. Kerbo H.R., McKinstry J.A. Who Rules Japan? The Inner Circles of Economic and Political Power. Westport, CT: Praeger, 1995.

25. Kesahavarzian A. Bazaar and State in Iran: The Politics of the Tehran Marketplace. Cambridge University Press, 2007.

26. Khosrokhavar F. Neo-conservative intellectuals in Iran. Critique: Journal for Critical Studies of the Middle East. 2001. Vol. 10. No. 19. Pp. 5–30.

27. Ladd E.C.Jr., Lipset S.M. Politics of Academic Natural Scientists and Engineers. Science. 1972. Vol. 176. No. 4039. Pp. 1091–1100.

28. Malek M.H. Elite factionalism in the post-revolutionary Iran. Journal of Contemporary Asia. 1989. Vol. 19. No. 4. Pp. 435–460.

29. Matthews D.R. Legislative Recruitment and Legislative Careers. Legislative Studies Quarterly. 1984. Vol. 9. No. 4. Pp. 547–585.

30. Milani M.M. The evolution of the Iranian presidency: from Ban-isadr to Rafsanjani. British Journal of Middle Eastern Studies. 1993. Vol. 20. No. 1. Pp. 83–97.

31. Mozaffari M. Changes in the Iranian Political System after Kho-meini's Death. Political Studies. 1993. Vol. 41. No. 4. Pp. 611–617.

32. Najdi Y., Karim M.A.B.A. The Role of the Islamic Revolutionary Guards Corps (IRGC) and the Future of Democracy in Iran: Will Oil Income Influence the Pro-cess? Democracy and Security. 2012. Vol. 8. No. 1. Pp. 72–89.

33. Nasr V. Politics within the late-Pahlavi state: the Ministry of Economy and industrial policy, 1963–69. International Journal of Mid-dle East Studies. 2000. Vol. 32. No. 1. Pp. 97–122.

34. Page E.C., Wright V. Bureaucratic Elites in Western European States: A Comparative Analysis of Top Officials. Oxford: Oxford Uni-versity Press, 1999.

35. Putnam R.D. The Comparative Study of Political Elites. Eng-lewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1976.

36. Putnam R.D. Elite Transformation in Advance Industrial Socie-ties: An Empirical Assessment of the Theory of Technocracy. Compar-ative Political Studies. 1977. Vol. 10. No 3. Pp. 383–411.

37. Rakel E.P. Power, Islam, and Political Elite in Iran. Leiden: Brill, 2008.

38. Rakel E.P. The Political Elite in the Islamic Republic of Iran: From Khomeini to Ahmadinejad. Comparative Studies of South Asia, Africa and the Middle East. 2009. Vol. 29. No. 1. Pp. 105–125.

39. Razavi R. The Road to Party Politics in Iran (1979–2009). Middle Eastern Studies. 2010. Vol. 46. No. 1. Pp. 79–96.

40. Sayari S., Bilgin H.D. Paths to Power: The Making of Cabinet Ministers in Turkey. Parliamentary Affairs. 2011. Vol. 64. No. 4. Pp. 737–762.

41. Schahgaldian N.B. The Clerical Establishment in Iran. The RAND Corporation, 1990.

42. Szyliowicz J.S. Elite Recruitment in Turkey: The Role of the Mul-kiye. World Politics. 1971. vol. 23. No. 3. Pp. 371–398.

43. Tamadonfar M. Islam, Law, and Political Control in Contempo-rary Iran. Journal for the Scientific Study of Religion. 2001. Vol. 40. No. 2. Pp. 205–219.

44. The Constitution of the Islamic Republic of Iran (1989 Edition). Papan-Martin F. (translator). Iranian Studies. 2014. Vol. 47. No. 1. Pp. 159–200.

45. Blondel J., Thiébault J-L. (eds.). The Profession of Government Minister in Western Europe. London: Macmillan, 1991.

46. The Selection of Ministers around the World. Dowding K., Dumont P. (eds.) New York: Routledge, 2014.

47. Vakili-Zad C. Conflict among the ruling revolutionary elite in Iran. Middle Eastern Studies. 1994. Vol. 30. No. 3. Pp. 618–631.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх