Адмиралтейский завод на Ширше: путь в никуда

 
Код статьиS020596060023881-1-1
DOI10.31857/S020596060023881-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Адрес: Москва, пр-т Вернадского, д. 82, стр. 1
Название журналаВопросы истории естествознания и техники
ВыпускТом 44 №3
Страницы495-508
Аннотация

Адмиралтейский Ширшемский завод, располагавшийся в 20 верстах выше Архангельска по течению Северной Двины, был крупнейшим предприятием морского ведомства на Русском Севере, удовлетворявшим потребности расположенного в Соломбале Архангельского адмиралтейства в продукции литейных производств и металлообработки, а также в различных пиломатериалах. Численность штата мастеровых завода доходила до 250 человек, общая же численность персонала – до 370 офицеров и нижних чинов. Главной проблемой завода была слабость механизмов, поскольку основным источником энергии являлась вода из местных обмелевших рек. Кроме того, в Ширше полностью отсутствовало машиностроительное производство, что делало невозможным изготовление механизмов для строящихся паровых судов – все они уходили для установки двигательных установок вокруг Скандинавии в кронштадтские доки; котлы также часто доставлялись из Санкт-Петербурга или с других заводов. Серьезным недостатком была и сложная логистика доставки готовой продукции непосредственно в адмиралтейство. В этой связи эксперты морского ведомства предлагали перевести мощности завода непосредственно в Соломбалу, что позволило бы резко сократить транспортные издержки и использовать уже имеющиеся, а также планируемые паровые машины. В ходе подготовки Архангельского адмиралтейства к упразднению первоначально предполагалось передать завод в частные руки, однако в 1862 г. такого рода проекты были похоронены. Завод был закрыт, а оставшееся его имущество – распродано.

Ключевые словаМорское министерство, Архангельское адмиралтейство, судостроение, Ширшемский завод, водяной двигатель, механическое производство, пиломатериалы, гидротехника
Получено27.09.2023
Дата публикации27.09.2023
Кол-во символов31193
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 160

Оценка читателей: голосов 0

1. Glazenap, B. (1860) Kratkii ocherk Arkhangel’skogo porta i ego deiatel’nosti v 1859 godu [A Brief Description of the Arkhangelsk Port And Its Operations in 1859], Morskoi sbornik, no. 9, pp. 89–123.

2. Golovnin, Iu. I. (1994) Pervyi russkii parokhodofregat “Bogatyr’” [The First Russian Steam Frigate “Bogatyr”], Sudostroenie, no. 7, pp. 60–63.

3. Kratkoe istoricheskoe opisanie prikhodov i tserkvei Arkhangelʼskoi eparkhii [A Brief Historical Description of the Parishes and Churches of the Arkhangelsk Diocese] (1894). Arkhangel’sk, iss. 1: Uezdy Arkhangel’skii i Kholmogorskii [The Arkhangelsk and Kholmogorsk Uezds].

4. Mel’nikov, M. (ed.) (1996) Istoriia otechestvennogo sudostroeniia [The History of Russian Shipbuilding]. Sankt-Peterburg: Sudostroenie, vol. 2: Parovoe i metallicheskoe sudostroenie vo vtoroi polovine XIX v. [Steam and Metal Shipbuilding in the Second Half of the 19th Century].

5. Ob uspekhe rabot, proizvedennykh na Admiralteiskom Shirshemskom zavode v 1853 godu (1854) [On the Success of the Works Carried out at the Admiralty’s Shirsha Plant in 1853], Morskoi sbornik, no. 3, pp. 144–147.

6. Obzor deiatel’nosti morskogo upravleniia v Rossii v pervoe dvadtsatipiatiletie blagopoluchnogo pravleniia gosudaria imperatora Aleksandra Nikolaevicha. 1855–1880. Chast’ vtoraia (1880) [Overview of Activities of the Maritime Administration in Russia in the First Twenty Five Years of the Prosperous Reign of the Emperor Alexander Nikolayevich. 1855–1880. Part Two]. Sankt-Peterburg.

7. Ogorodnikov, S. (1875) Istoriia Arkhangel’skogo porta [The History of the Arkhangelsk Port]. Sankt-Peterburg: Tipografiia Morskogo vedomstva.

8. Ogorodnikov, S. F. (1890) Ocherk istorii goroda Arkhangel’ska v torgovo-promyshlennom otnoshenii [An Outline of the History of the City of Arkhangelsk in Regard to Commerce and Industry]. Sankt-Peterburg: Tipografiia Morskogo vedomstva.

9. Otchet direktora Komissariatskogo departamenta Morskogo ministerstva stats-sekretaria kniazia Obolenskogo za 1858 god (1859) [A Report of the Director of the Commissariat Department of the Naval Ministry, Secretary of State Prince Obolensky, for 1858], Morskoi sbornik, no. 5, pp. 57–171.

10. Otchet direktora Korablestroitel’nogo departamenta kontr-admirala Voevodskogo za 1858 god (1859) [A Report of the Director of the Shipbuilding Department, Rear Admiral Voevodsky, for 1858], Morskoi sbornik, no. 5, pp. 172–217.

11. Otchet predsedatelia Korablestroitel’nogo tekhnicheskogo komiteta polkovnika Cherniavskogo za 1859 god (1860) [A Report of the Chairman of the Shipbuilding Technical Committee, Colonel Cherniavsky, for 1859], Morskoi sbornik, no. 7, pp. 326–407.

12. Spisok chinov Arkhangel’skogo porta, s oznacheniem godichnykh okladov, iz koikh proizvoditsia soderzhanie (1860) [The List of Officials of the Arkhangelsk Port, with Their Annual Salaries from Which Their Sustenance Is Provided], Morskoi sbornik, no. 5, pp. LXXV–LXXXI.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх