46th ICOHTEC Symposium on the History of Technology

 
PIIS020596060010885-5-1
DOI10.31857/S020596060010885-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: S.I.Vavilov Institute for the History of Science and Technology, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki
EditionVolume 41 3
Pages622-629
Abstract

   

Keywords
Received29.09.2020
Publication date29.09.2020
Number of characters19581
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Очередной, 46-й, симпозиум Комитета по истории техники (ICOHTEC) проводился 22–27 июля 2019 г. в польском городе Катовице. В качестве главной на симпозиуме была предложена тема «Техника и власть». В порядке ее развития приветствовалось обсуждение таких вопросов, как техника и государство, роль техники в изменении политики и т. п. В рамках симпозиума были заслушаны более 100 докладов. Отсылая заинтересованных читателей к полному сборнику тезисов симпозиума1, мы остановимся лишь на некоторых докладах, привлекших наше внимание обсуждаемыми в них проблемами. 1. См.: >>>> programme/abstracts.
2 Известный историк техники Б. Хакер (Смитсоновский институт) выступил в Катовице с докладом «Визуализация войны: искусство и технологии в формировании общественного восприятия Первой мировой войны». По его убеждению, под воздействием государственной пропаганды художники, иллюстраторы, фотографы и кинематографисты преуспели в своем старании представить в лучшем свете цели этой войны и методы ее ведения. Художественный плакат, которому к началу войны было всего два или три десятилетия, использовал все достижения технологии цветной печати, особенно литографии, стирая грань между типографским рисунком и изобразительным искусством. Германия первой пошла по этому пути, за ней последовали Австро-Венгрия, а с 1916 г. Франция. Ступила на этот путь и Великобритания, превзошедшая в конечном счете всех по количеству и качеству такой продукции.
3 Использовавшийся с 1880-х гг. процесс получения полутонового изображения позволил издателям воспроизводить фотографии в газетах, журналах и книгах. Появление в продаже фотокамер «Кодак» содействовало тому, что к профессиональным фотографам активно присоединились любители. Другим переломным моментом в истории военной фотографии и кинематографии стала Вторая мировая война.
4 К. Кубяк (Школа инженеров-механиков, Университет Лидса) в докладе «Оборона государства всеобщего благосостояния: шведская стационарная береговая артиллерия на заключительном этапе холодной войны» обратил внимание на своеобразие пацифистской политики традиционно нейтральной Швеции. Широко распространено мнение, что именно шведский пацифизм дал возможность этой стране одной из первых приступить к строительству «общества благосостояния». Но, будучи нейтральной, Швеция проявила себя отнюдь не пацифистской страной в эпоху холодной войны. Более того, Швеция в тот период продемонстрировала миру свою готовность использовать любые средства для защиты своего нейтралитета. О решимости шведов говорит то, что вплоть до середины 1960-х гг. в этой стране проводилась работа по программе создания ядерного оружия. Атомная бомба должна была стать окончательной гарантией нейтралитета. После принятия решения об отказе от атомного оружия Швеция обратилась к усовершенствованию обычного оружия, в частности к созданию современной береговой артиллерии. По мнению Кубиака, разрушая прежние стереотипы, Швеции доказывает, что для сохранения государства всеобщего благосостояния нужна сильная, надежная система сдерживания возможного противника.

Number of purchasers: 0, views: 258

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up