T. Figueira, C. Soares (eds.). Ethnicity and Identity in Herodotus. London–New York, 2020

 
Код статьиS032103910015113-7-1
DOI10.31857/S032103910015113-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва T. FIGUEIRA, C. SOARES (eds.). Ethnicity and Identity in Herodotus. London – New York: Routledge, 2020. XI, 341 p. ISBN 978-1-032-33721-0
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт всеобщей истории РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Русская христианская гуманитарная академия
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 82 Выпуск 4
Страницы968-976
Аннотация

        

Ключевые слова
Получено22.05.2021
Дата публикации23.12.2022
Кол-во символов33413
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 На рубеже XX–XXI вв. в мировом антиковедении тема формирования этнической идентичности в древних обществах – на внутриэтническом уровне, среди греческих и римских обществ, или на межэтническом уровне, как результат их контактов с варварскими народами, – стала, пожалуй, одной из самых дискуссионных, модных и злободневных. За последние годы появились сотни публикаций, посвященные проблемам мультикультурализма, этничности, идентичности, этнополитики, этнографии, этнологии и этнопсихологии в древнем мире.
2 Рецензируемый сборник «Этничность и идентичность у Геродота», как сказано в предисловии к нему (с. XI), стал плодом «англофонно-лузофонного» проекта; иными словами, в число его авторов (их 14) вошли ученые из англоязычных (США, Великобритания, Ирландия) и португалоязычных (Португалия, Бразилия) стран1. Антиковедение последних, называя вещи своими именами, трудно отнести к числу ведущих национальных школ; впрочем, в последнее время оно переживает довольно бурный рост2. 1. Впрочем, единственный язык самой книги – английский.

2. Так, профессор из Коимбры Д.Ф. Леан недавно стал соавтором П.Дж. Родса, одного из крупнейших антиковедов современности, в работе над новым изданием сохранившихся фрагментов законов Солона (Leão, Rhodes 2016). В последние годы Д.Ф. Леан принимал участие в подготовке сборников, посвященных Плутарху (2009), Диогену Лаэртскому (2013) и др.
3 В основу большинства статей, включенных в книгу, легли доклады, сделанные в 2016 г. на 9-й Кельтской конференции по классической филологии, в рамках секции «Этничность и мультикультурализм у Геродота: глазами других». Самой книге дано несколько иное название, но и из него сразу видно, что авторы стремятся в полной мере работать в русле модных трендов. Как заметила недавно – не без некоторой иронии – сторонница традиционных методологий Л. Пранди (не в связи с Геродотом, а по иному поводу), налицо «бесспорная привлекательность таких формулировок, как connectivity, ethnicity, foundation stories, frontier history, intentional history, middle ground, network, peer polity interaction»3. Применительно к «отцу истории» подобные подходы впервые были полноценно реализованы, пожалуй, в «Зеркале Геродота» Ф. Артога4, из-за чего эта монография признана этапной. В ней большое место занимают вопросы идентичности: французский ученый пытался показать, как Геродот творит «образ Иного»5, чтобы тем оттенить эллинскую «самость». С тех пор о галикарнасском историке часто пишут в инновационном ключе. 3. Prandi 2018, 10; 2020, 5.

4. Hartog 1980.

5. Делал это Ф. Артог преимущественно на материале скифского логоса, и, кстати, его метод заставил автора деисторизировать подлинных скифов, сведя их, по сути, к геродотовскому образу, за что он подвергался критике.
4 Невозможно спорить с тем, что этничность у Геродота – весьма богатая тема. Во введении к рецензируемой книге (с. 1–12) Т. Фигейра справедливо замечает, что «отца истории» часто называют и «отцом этнологии». Многочисленные и пространные этнографические пассажи его труда неоднократно становились предметом научного анализа, с позиций как традиционно-позитивистских (Р. Бихлер)6, так и современно-культуроцентристских (Р. Мансон)7. 6. Bichler 2001.

7. Munson 2001.
5 Фигейра начинает введение эксплицитной констатацией того факта, что внимание авторов сборника преимущественно к проблеме этнической идентичности порождено прежде всего реалиями наших дней: «Переориентация научных интересов в значительной степени была вызвана эмпирическими факторами, вырастающими из обстоятельств жизни в “западных” постиндустриальных обществах» (с. 1). Перечисляются эти факторы, среди которых – проведение западными демократиями «политики идентичности», возрастающая активность этнических групп, порой сопровождающаяся насильственными действиями, представление о «столкновении цивилизаций», стремление сблизить антиковедческие штудии с другими гуманитарными дисциплинами и т.п.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 276

Оценка читателей: голосов 0

1. Baragwanath, E., de Bakker, M. (eds.) 2012: Myth, Truth, and Narrative in Herodotus. Oxford.

2. Bichler, R. 2001: Herodots Welt: Der Aufbau der Historie am Bild der fremden Länder und Völker, ihrer Zivilisation und ihrer Geschichte. Berlin.

3. Bichler, R. 2014: Der Antagonismus von Asien und Europa. Eine historiographische Konzeption aus Kleinasien? In: J. Fischer (Hrsg.), Der Beitrag Kleinasiens zur Kultur- und Geistesgeschichte der griechisch-römischen Antike. Akten des Internationalen Kolloquiums Wien, 3.–5. November 2010. Vienna, 9–20.

4. Boedeker, D. 2007: The view from Eleusis: Demeter in the Persian Wars. In: E. Bridges, E. Hall, P.J. Rhodes (eds.), Cultural Responses to the Persian Wars: Antiquity to the Third Millennium. Oxford, 65–82.

5. Bowie, E. (ed.) 2018: Herodotus – Narrator, Scientist, Historian. Berlin–Boston.

6. Grintser, N.P. 2018: Herodotus as a literary critic. In: E. Bowie (ed.), Herodotus – Narrator, Scientist, Historian. Berlin–Boston, 157–174.

7. Hall, J.M. 1997: Ethnic Identity in Greek Antiquity. Cambridge.

8. Hall, J.M. 2002: Hellenicity between Ethnicity and Culture. Chicago–London.

9. Hartog, F. 1980: Le miroir d’Herodote. Essai sur la représentation de l’autre. Paris.

10. Jones, C.P. 1996: ἔθνος and γένος in Herodotus. Classical Quarterly 46/2, 315–320.

11. Kingsley, K.S. 2018: Justifying violence in Herodotus’ Histories 3.38: Nomos, king of all, and Pindaric poetics. In: E. Bowie (ed.), Herodotus – Narrator, Scientist, Historian. Berlin–Boston, 37–58.

12. Leão, D.F., Rhodes, P.J. 2016: The Laws of Solon: A New Edition with Introduction, Translation and Commentary. London–New York.

13. Munson, R.V. 2001: Telling Wonders: Ethnographic and Political Discourse in the Work of Herodotus. Ann Arbor.

14. Nagy, G. 2018: Mages and Ionian. In: C. Mora, C. Zizza (eds.), Antichi Persiani: Storia e rappresentazione. Bari, 97–121.

15. Prandi, L. 2018: Historic stratigraphy. How to reconstruct the history of Byzantium (apropos a recent book). Politica antica: Rivista di prassi e cultura politica nel mondo greco e romano VIII, 9–19.

16. Prandi, L. 2020: Bisanzio prima di Bisanzio: Una città greca fra due continenti. Roma–Bristol.

17. Shaub, I.Yu. 2006: [Features of the Dionysian myth in Herodotus’ novella about the Scythian king Skylus]. Antichnyy mir i arkheologiya [Ancient World and Archaeology] 12, 345–349.

18. Шауб, И.Ю. Черты дионисийского мифа в новелле Геродота о скифском царе Скиле. Античный мир и археология 12, 345–349.

19. Sinitsyn, A.A. 2015: [The Greeks and the monsters: on classical mythology as an amusing ethnic geography (essay about travels and discoveries)]. Bosporskie issledovaniya [Bosporos Studies] 31, 186–213.

20. Синицын, А.А. Греки и монстры: Об античной мифологии как занимательной этногеографии (эскиз на тему путешествий и открытий). Боспорские исследования 31, 186–213.

21. Sinitsyn, A.A. 2017a: [Herodotus on the banishment of the barbarians out of Europe and the issue of the completeness of the first ‘History’]. Metamorfozy istorii [Metamorphoses of History] 10, 35–92.

22. Синицын, А.А. Геродот об изгнании варваров из Европы и проблема завершенности первой «Истории». Метаморфозы истории 10, 35–92.

23. Sinitsyn, A.A. 2017b: ‘Know thyself’ through the dialogue with the Others: Formation of the ancient cultural dichotomy ‘Hellenes – Barbarians’. Judaica Petropolitana 8, 48–82.

24. Sinitsyn, A.A. 2019: τὰ ὅπλα τῶν γεφυρέων of the Persian War: Herodotus on the banishment of the barbarians out of Europe and the issue of the completeness of the first the ‘History’. Acta Archaeologica Lodziensia 65, 83–124.

25. Sinitsyn, A.A., Surikov, I.E. 2019: [A new collective work on the ‘father of history’ as a scholar and narrator]. Mnemon 19/1, 183–216.

26. Синицын, А.А., Суриков, И.Е. Новый коллективный труд об «отце истории» как ученом и рассказчике. Мнемон 19/1, 183–216.

27. Sinitsyn, A.A., Surikov, I.E. 2020: The Herodotus’ logoi on ancient ethnoi: a new collection of papers on ethnicity and identity in antiquity. Anabasis 11, 261–284.

28. Soares, C., do Céu Fialho, M., Figueira, T. (eds.) 2016: Pólis/Cosmópolis. Identidades locais & globais. Coimbra.

29. Stefou, K.C. 2015: ΝΟΜΟΣ Ο ΠΑΝΤΩΝ ΒΑΣΙΛΕΥΣ: Pindar, Callicles and Plato’s treatment of ΝΟΜΟΣ in the Gorgias. Akroterion 60, 1–11.

30. Surikov, I.E. 2009: Gerodot [Herodotus]. Moscow.

31. Суриков, И.Е. Геродот. М.

32. Surikov, I.E. 2011: Ocherki ob istoriopisanii v klassicheskoy Gretsii [Essays on Historical Writing in Classical Greece]. Moscow.

33. Суриков, И.Е. Очерки об историописании в классической Греции. М.

34. Surikov, I.E. 2019: [The earliest Greek historians’ spatial categories. I. Hecataeus of Miletus, “Europe”]. Problemy istorii, filologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 3, 53–71.

35. Суриков, И.Е. Пространственные категории у древнейших греческих историков. I. Гекатей Милетский, «Европа». Проблемы истории, филологии, культуры 3, 53–71.

36. Wallace, R.W. 2016: Redating Croesus: Herodotean chronologies, and the dates of the earliest coinages. Journal of Hellenic Studies 136, 168–181.

37. Zali, V. 2018: Herodotus mapping out his genre: the interaction of myth and geography in the Libyan logos. In: E. Bowie (ed.), Herodotus – Narrator, Scientist, Historian. Berlin–Boston, 125–138.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх