Рабство в текстах из Эмара эпохи поздней бронзы

 
Код статьиS032103910008626-1-1
DOI10.31857/S032103910008626-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 80 Выпуск 1
Страницы46-83
Аннотация

В статье рассматриваются категории населения древнего Эмара XIV–XII вв. до н.э., обозначавшиеся в текстах терминами ÌR (ardu «раб»), GEMÉ (amtu «рабыня»), SAG (rēšu «голова»), ZI (napištu «душа»), TUR (ṣuhāru «слуга, раб»). Статус этих людей можно охарактеризовать как рабский. Среди них преобладали частновладельческие рабы. Большинство рабов составляли женщины и дети. Преимущественной сферой использования рабского труда было, вероятно, домашнее хозяйство. Данные об использовании рабов в сельском хозяйстве и ремесле в текстах отсутствуют. Контингент рабов пополнялся за счет внутренних источников (преступники, неоплатные должники, самовоспроизводство и т.д.), поступление невольников извне было незначительным. Термины ÌR и GEMÉ могли также использоваться в расширительном значении, обозначая людей, отданных кредитору за долги. Особенность их статуса заключалась в возможности его прекращения вне зависимости от воли хозяина, при условии выплаты долга.

Ключевые словадревняя Сирия, Эмар, рабство, рабы
Источник финансированияСтатья написана при поддержке гранта РФФИ 20-09-00386 А.
Получено19.03.2020
Дата публикации24.03.2020
Кол-во символов96827
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Клинописные документы из архивов среднеевфратского города Эмар (совр. Телль-Мескене) содержат ценные сведения о социальных отношениях, экономике, праве и политическом устройстве государств Сирии эпохи поздней бронзы (XV–XII вв. до н.э.)1. Несмотря на уже достаточно длительную историю изучения этих архивов, многие аспекты социальной структуры Эмара еще не раскрыты с достаточной полнотой. К их числу можно отнести и институт рабства, которому посвящено лишь несколько специальных работ2. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы на основе всей совокупности опубликованных текстов из Эмара проанализировать особенности положения тех категорий его населения, которые обозначались терминами, связанными в месопотамской традиции с рабством и несвободой: ÌR («раб»), GEMÉ («рабыня») и ряд других3. 1. Об истории и архивах Эмара периода поздней бронзы см. Bunnens 1989; Margueron, Boutte 1995; Astour 1996; Skaist 1998; Adamthwaite 2001; Di Filippo 2004; Cohen, d’Alfonso 2008; Di Filippo 2008; Fleming 2008; Cohen 2009; 2012; 2013; Fleming, Démare-Lafont 2009; 2015; Démare-Lafont 2010; Rutz 2013; Yamada 2013. О текстах из Экалте, содержательно и формально близких документам из Эмара см. Mayer 2001; Durand, Marti 2003 с библиографией.

2. Zaccagnini 1994; 1995; Yamada 1995; Adamthwaite 2001; Malul 2001; Westbrook 2003, 664–668; Cohen 2005; Fijałkowska 2014, 98–115, 416–435. О рабстве в Месопотамии и сопредельных регионах в целом см. Mendelsohn 1949; Diakonoff 1973; Dandamayev 1974; Gelb 1982; van Koppen 2004; Hengstl 2006; Westbrook 2009; Adams 2010; Snell 2011; Durand 2012; Seri 2013; Reid 2015; 2017; de Ridder 2017; 2019; Richardson 2019.

3. Корпус исследования включает тексты, опубликованные в следующих изданиях (в алфавитном порядке): Arnaud 1986; 1987; 1991; 1992; Beckman 1988; 1996; Dalley, Tessier 1992; Sigrist 1982; 1993; Tsukimoto 1988; 1991; 1992; Westenholz 2000. Одной из особенностей этого корпуса является соседство в нем текстов как из официальных, так и неофициальных раскопок. Тексты второй группы могут происходить не только из Эмара, но и из соседних городов и государств среднеевфратского региона. Несмотря на предполагаемую (а в случае с Экалте и действительную) разность географического происхождения, все документы близки друг другу по юридическому формуляру, палеографии и языку, а отраженные в них социальные и правовые институты во многом совпадают. Это позволяет изучать эти документы как единый источниковедческий комплекс.
2

1. ТЕРМИНОЛОГИЯ РАБСТВА

 

В текстах из Эмара многократно встречаются термины, которые в месопотамской традиции обозначали рабов: ÌR (ardu, «раб»), GEMÉ (amtu, «рабыня»), ZI (napištu, «душа»), SAG (rēšu, «голова»). Они записывались исключительно с помощью шумерограмм, случаев слоговой орфографии не засвидетельствовано. Для записи образованных от слов ardu и amtu абстрактных существительных arduttu («статус ardu») и amtuttu («статус amtu») использовались соответствующие шумерограммы и фонетические комплементы.

3 В литературе уже не раз подчеркивались сложности, сопряженные с анализом этих клинописных терминов4. Так, например, слова ÌR и GEMÉ могут иметь целый спектр смыслов, включая переносное указание на более низкий социальный статус одного из участников коммуникации, например чиновника, обращающегося с письмом к вышестоящему лицу5. Кроме того, слово ÌR, используемое как узкосоциальный термин, может обозначать в некоторых правовых традициях, в частности, хеттской, статус, существенно отличающийся от статуса раба6. Нельзя заранее исключать, что правовая система Эмара XIV–XII вв. до н.э. принадлежала к числу таких традиций, потому что Эмар, равно как и другие государства среднеевфратского региона, испытал на себе масштабное хеттское влияние в политической, правовой и культурной сфере. Дополнительную осторожность диктует и отсутствие в современной историографии сколько-нибудь полной общепринятой реконструкции социальной структуры древнего Эмара. Чтобы не предрешать заранее вопрос о действительном значении терминов ÌR и GEMÉ в Эмаре, в основной части статьи их переводы «раб» и «рабыня» берутся в кавычки. 4. Ср., например, Westbrook 2009; de Ridder 2017; Richardson 2019.

5. Или ср. употребление этого слова в контекстах, подчеркивающих подчиненное положение человека по отношению к тому или иному божеству: «Рука Мади-Дагана, писца, раба [Набу и] Нисабы», SMEA 1992, no. 27, стк. 24’–25’.

6. Об особенном статусе хеттских рабов см. Popov 1969; Giorgadze 1973; Haase 2003, 632–633.
4 Аналогичные сложности связаны с интерпретацией слова TUR (uhāru, «слуга, раб»).
5 Более определенной представляется ситуация с терминами ZI и SAG7: как и в большинстве случаев в Месопотамии, в Эмаре они обозначают людей рабского статуса и не допускают переносного, расширительного толкования. В этом свете особую ценность приобретают те документы, в которых эти термины встречаются одновременно со словами ÌR и GEMÉ. Смысловые отношения, возникающие в подобных контекстах (синонимичность, противопоставление), могут пролить дополнительный свет на значение ÌR и GEMÉ. 7. Cм. CAD N/1, 301; R, 280–281. Как видно из примеров, собранных в статье о ZI (аккад. napištu «душа»), в аккадской традиции в целом этот термин мог использоваться для обозначения разных зависимых статусов.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 831

Оценка читателей: голосов 0

1. Adams, R.McC. 2010: Slavery and freedom in the third dynasty of Ur: Implications of the Garshana archives. Cuneiform Digital Library Journal 2, 1–8.

2. Adamthwaite, M.R. 2001: Late Hittite Emar: The Chronology, Synchronisms, and Socio-Political Aspects of a Late Bronze Age Fortress Town. (ANES Suppl. Ser., 8). Louvain.

3. Arnaud, D. 1986: Recherches au pays d’Aštata. Emar VI.3. Textes sumériens et accadiens. Paris.

4. Arnaud, D. 1987: La Syrie du moyen-Euphrate sous le protectorat hittite: contrats de droit privé. Aula orientalis 5, 211–241.

5. Arnaud, D. 1991: Textes syriens de l’âge du bronze récent. (AO Suppl., 1). Barcelona.

6. Arnaud, D. 1992: Tablettes de genres divers du moyen-Euphrate. Studi micenei ed egeo-anatolici 30, 195‒245.

7. Astour, M. 1996: Who was the king of the Hurrian troops at the siege of Emar. In: M.W. Chavalas (ed.), Emar. The History, Religion, and Cul-ture of a Syrian Town in the Late Bronze Age. Bethesda, 25‒56.

8. Beckman, G. 1988: Three tablets from the vicinity of Emar. Journal of Cuneiform Studies 40/1, 61‒68.

9. Beckman, G. 1996: Texts from the Vicinity of Emar in the Collection of Jonathan Rosen. (HANE/M, II). Padova.

10. Bunnens, G. 1989: Emar on the Euphrates in the 13th century B.C. Some thoughts about newly published cuneiform texts. Abr-Nahrain 27, 23–36.

11. Cohen, Y. 2005: Feet of clay at Emar: A happy end? Orientalia 74, 165‒170.

12. Cohen, Y. 2009: The Scribes and Scholars of the City of Emar in the Late Bronze Age. (HSS, 59). Winona Lake.

13. Cohen, Y. 2012: An overview on the scripts of Late Bronze Age Emar. In: E. Devecchi (ed.), Palaeography and Scribal Practices in Syro-Palestine and Anatolia in the Late Bronze Age. (PIHANS, 119). Leiden, 33–45.

14. Cohen, Y. 2013: Problems in the history and chronology of Emar. Kaskal 10, 281–294.

15. Cohen, Y. 2015: A letter from the governor of Emar to the governor of Suḫu concerning a river ordeal. Journal Asiatique 303/2, 175‒180.

16. Cohen, Y., D’Alfonso, L. 2008: The duration of Emar archives and the relative chronology of the city. In: L. D’Alfonso, Y. Cohen, D. Sürenhagen (eds.), The City of Emar Among the Late Bronze Age Empires: History, Landscape and Society. Proceedings of the Konstanz Emar Conference, 25.–26.4.2006. (AOAT, 349). Münster, 3–25.

17. Dalley, S., Tessier, B. 1992: Tablets from the vicinity of Emar and else-where. Iraq 54, 83‒111.

18. Дандамаев, М.А. Рабство в Вавилонии VII–IV вв. до н.э. (626–331 гг.). М., 1974.

19. Démare-Lafont, S. 2010: Éléments pour une diplomatique juridique des textes d’Émar. In: S. Démare-Lafont, A. Lemaire (éds.), Trois millénaires de formulaires juridiques. (HEO, 48). Genève, 43‒84.

20. Démare-Lafont, S. 2012: La juridiction domestique au Proche-Orient ancien. In: L. Otis-Cour (éd.), Histoires de famille. À la convergence du droit pénal et des liens de parenté. (CIAJ, 33). Limoges, 55–77.

21. Дьяконов, И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности. ВДИ 4, 1973. С. 3‒29.

22. Di Filippo, F. 2004: Notes on the chronology of the Emar legal tablets. Studi micenei ed egeo-anatolici 46/2, 175–214.

23. Di Filippo, F. 2008: Emar legal tablets: archival practice and chronology. In: L. D’Alfonso, Y. Cohen, D. Sürenhagen (eds.), The City of Emar Among the Late Bronze Age Empires: History, Landscape and Society. Proceedings of the Konstanz Emar Conference, 25.–26.4.2006. (AOAT, 349). Münster, 45–64.

24. Durand, J.-M. 1989a: Hauts personnages à Emâr. «Suffète fantôme» à Emâr? Nouvelles assyriologiques brèves et utilitaires 3, 33–34.

25. Durand, J.-M. 1989b: Minima emariotica II: d) La fortune d’un cuisinier. Nouvelles assyriologiques brèves et utilitaires 4, 84–85.

26. Durand, J.-M. 1990: Rev.: Daniel Arnaud, Recherches au Pays d’Aštata, Emar VI. Textes sumériens et accadiens. Paris, 1986. Vol. 1–3. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 84, 49–85.

27. Durand, J.-M. 2012: Esclaves punis. In: J.-M. Durand, Th. Römer, J.-P. Mahé (éds.), La faute et sa punition dans les sociétés orientales. Colloque Collège de France, CNRS, Société Asiatique de juin 2010. Leuven–Paris–Walpole (MA), 23–52.

28. Durand, J.-M., Marti, L. 2003: Chroniques du moyen-Euphrate: 2. Relecture de documents d’Ekalte, Émar et Tuttul. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 97, 141–180.

29. Durand, J.-M., Marti, L. 2005: Chroniques du Moyen-Euphrate: 5. Une attaque de Qaṭna par le Sûhum et la question du “pays de Mari”. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 99, 123–132.

30. Fijałkowska, L. 2014: Le droit de la vente à Emar. (PHILIPPIKA, 64). Wiesbaden.

31. Fleming, D. 1992: A limited kingship: Late Bronze Emar in ancient Syria. Ugarit-Forschungen 24, 59–71.

32. Fleming, D. 2008: Reading Emar’s scribal traditions against the chronology of Late Bronze history. In: L. D’Alfonso, Y. Cohen, D. Sürenhagen (eds.), The City of Emar Among the Late Bronze Age Empires: History, Landscape and Society. Proceedings of the Konstanz Emar Conference, 25.–26.4.2006. (AOAT, 349). Münster, 27‒43.

33. Fleming, D., Démare-Lafont S., 2009: Tablet terminology at Emar: “conventional” and “free format”. Aula orientalis 27, 19–26.

34. Fleming, D., Démare-Lafont S., 2015: Emar chronology and scribal streams: cosmopolitanism and legal diversity. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 109, 45–77.

35. Gelb, I.J. 1982: Terms for slaves in ancient Mesopotamia. In: M.A. Dandamayev, I. Gershevitch, H. Klengel, G. Komoróczy, M.T. Larsen, J.N. Postgate (eds.), Societies and Languages of the Ancient Near East. Studies in Honour of I.M. Diakonoff. Warminster, 81–98.

36. Гиоргадзе, Г.Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства (о непосредственных производителях в хеттском обществе). Тбилиси, 1973.

37. Haase, R. 2003: The Hittite kingdom. In: R. Westbrook (ed.), A History of Ancient Near Eastern Law. Vol. I. Leiden–Boston, 619–656.

38. Harris, R. 1977: Notes on the slave names of Old Babylonian Sippar. Journal of Cuneiform Studies 29/1, 46–51.

39. Heltzer, M. 1976: The Rural Community in Ancient Ugarit. Wiesbaden.

40. Heltzer, M. 1982: The Internal Organization of the Kingdom of Ugarit. Wiesbaden.

41. Hengstl, J. 2006: Sklaverei und Hörigkeit nach dem Zeugnis der altbabylonischen Briefe. Revue internationale des droits de l’antiquité 53, 13–53.

42. Hoffner, H.A. Jr. 1997: The Laws of the Hittites. A Critical Edition. (DMOA, 23). Leiden–New York–Köln.

43. Ikeda, J. 2010: Was Akkadian spoken in Emar? Diglossia in Emar. In: L. Kogan, N. Koslova, S. Loesov, S. Tishchenko (eds.), Language in the Ancient Near East. Proceedings of the 53ème Rencontre Assyriologique Internationale. Vol. 1, Pt. 2. Winona Lake, 841‒850.

44. Klengel, H. 1991: Tutḫalija IV von Ḫatti: Prolegomena zu einer Biographie. Altorientalische Forschungen 18/2, 224–238.

45. Liverani, M. 1975: Communautés de village et palais royal dans la Syrie du IIème millénaire. Journal of the Economic and Social History of the Orient 18, 146–164.

46. Malul, M. 2001: Foot symbolism in the ancient Near East: imprinting foundlings’ feet in clay in ancient Mesopotamia. Zeitschrift für altorientalische und biblische Rechtsgeschichte 7, 353–367.

47. Margueron, J.-C., Boutte, V. 1995: Emar, capital of Aštata in the fourteenth century BCE. Biblical Archaeologist 58/3, 126‒138.

48. Mayer, W. 2001: Tall Munbāqa ‒ Ekalte II. Die Texte. (WVDOG, 102). Saarbrücken.

49. Mendelsohn, I. 1949: Slavery in the Ancient Near East. New York.

50. Мирзоев, М.Н. О рабстве в касситской Вавилонии. ВДИ 4, 1988. С. 109‒131.

51. Otten, H. 1988: Die Bronzetafel aus Boğazköy. Ein Staatsvertrag Tutḫalijas IV (StBoT Beih., 1). Wiesbaden.

52. Попов, В.П. О статусе рабов в Хеттском царстве. (По данным § 93–99 Хеттских Законов). ВДИ 3, 1969. С. 73–81.

53. Pruzsinszky, R. 2003: Die Personennamen der Texte aus Emar. (SCCNH, 13). Bethesda.

54. Reid, J.N. 2015: Runaways and fugitive-catchers during the third dynasty of Ur. Journal of the Economic and Social History of the Orient 58/4, 576–605.

55. Reid, J.N. 2017: The children of slaves in early Mesopotamian laws and edicts. Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale 111, 9–23.

56. Richardson, S. 2019: Walking capital. The economic function and social location of Babylonian servitude. Journal of Global Slavery 4/3, 285–342.

57. Ridder, J.J. de 2017: Slavery in Old Assyrian documents. In: F. Kulakoğlu, G. Barjamovic (eds.), Movement, Resources, Interaction. Proceedings of the 2nd Kültepe International Meeting, Kültepe, 26–30 July 2015. Studies Dedicated to Klaas Veenhof. (Subartu, 39). Turnhout, 49–61.

58. Ridder, J.J. de 2019: Slaves in Kārum Kaneš. In: A. Süel (ed.), Acts of the IXth International Congress of Hititology, Çorum, September 08–14, 2014. Çorum, 203–210.

59. Roth, M.T. 1997: Law Collections from Mesopotamia and Asia Minor. (SBL WAW, 6). Atlanta.

60. Rutz, M. 2013: Bodies of Knowledge in Ancient Mesopotamia. The Diviners of Late Bronze Age Emar and Their Tablet Collection. (AMD, 9). Leiden–Boston.

61. Sazonov, V., Espak, P. 2019: Slave buying his own freedom in Assyria. Nouvelles assyriologiques brèves et utilitaires 1, 43–45.

62. Schloen, J.D. 2001: The House of the Father as Fact and Symbol. Patrimonialism in Ugarit and the Ancient Near East. (SAHL, 2). Winona Lake.

63. Seri, A. 2013: The House of Prisoners. Slavery and State in Uruk during the Revolt Against Samsuiluna. (SANER, 2). Boston–Berlin.

64. Шифман, И.Ш. Угаритское общество XIV–XIII вв. до н.э. М., 1982.

65. Sigrist, M. 1982: Miscellanea. Journal of Cuneiform Studies 34, 242–252.

66. Sigrist, M. 1993: Seven Emar tablets. In: A.F. Rainey, A. Kempinski, M. Sigrist, D. Ussishkin (eds.), Kinattūtu ša dārâti. Raphael Kutscher Memorial Volume. (Tel Aviv Occasional Publications, 1). Tel Aviv, 165–187.

67. Singer, I. 1999: A new Hittite letter from Emar. In: L. Milano, S. De Martino, F.M. Fales, G.B. Lanfranchi (eds.), Landscapes. Territories, Frontiers and Horizons in the Ancient Near East. Papers Presented to the XLIV Rencontre Assyriologique Internationale, Venezia, 7–11 July 1997. Vol. II. Geography and Cultural Landscapes. (HANE/M; III /2). Padova, 65–72.

68. Singer, I. 2011: The Calm before the Storm. Selected Writings of Itamar Singer on the End of the Late Bronze Age in Anatolia and Levant. (SBL WAW Suppl., 1). Atlanta.

69. Skaist, A. 1998: The chronology of the legal texts from Emar. Zeitschrift für Assyriologie und vorderasiatische Archäologie 88/1, 45–71.

70. Snell, D. 2011: Slavery in the ancient Near East. In: K. Bradley, P. Cartledge (eds.), The Cambridge World History of Slavery. Vol. I. The Ancient Mediterranean World. Cambridge, 4–21.

71. Starr, R. 1996: Letters from the field (1927–1930). In: D.I. Owen, G. Wilhelm (eds.), Richard F.S. Starr Memorial Volume. (SCCNH, 8). Bethesda, 9–125.

72. Tsukimoto, A. 1988: Sieben spätbronzezeitliche Urkunden aus Syrien. Acta Sumerologica Japanensia 10, 153–189.

73. Tsukimoto, A. 1991: Akkadian Tablets in the Hirayama Collection (II). Acta Sumerologica Japanensia 13, 275‒345.

74. Tsukimoto, A. 1992: Akkadian Tablets in the Hirayama Collection (III). Acta Sumerologica Japanensia 14, 289‒315.

75. Ungnad, A. 1907: Babylonische Miszellen: 4. Eine Bürgerschaftserklärung aus der Regierung des Burnaburiaš. Orientalistische Literaturzeitung 10, 143–145.

76. Van den Hout, T.P.J. 1995: Der Ulmitešub-Vertrag. (StBoT, 38). Wiesbaden.

77. Van Koppen, F. 2004: The geography of the slave trade and northern Mesopotamia in the Late Old Babylonian period. In: H. Hunger, R. Pruzsinszky (eds.), Mesopotamian Dark Age Revisited. Vienna, 9‒33.

78. Viano, M. 2010: The economy of Emar I. Aula orientalis 28, 259‒283.

79. Viano, M. 2012: The economy of Emar II – real estate sale contracts. Aula orientalis 30, 109‒164.

80. Viano, M. 2016: The economy of Emar III. Aula orientalis 34, 149‒177.

81. Westbrook, R. 2001: Social justice and creative jurisprudence in Late Bronze Age Syria. Journal of the Economic and Social History of the Orient 44/1, 22‒43.

82. Westbrook, R. 2003: Emar and vicinity. In: R. Westbrook (ed.), A History of the Ancient Near Eastern Law. Vol. 1. Leiden–Boston, 657–691.

83. Westbrook, R. 2009: Slave and master in ancient Near Eastern law. In: B. Wells, F.R. Magdalene (eds.), Law from the Tigris to the Tiber. The Writings of Raymond Westbrook. Vol. 1. The Shared Tradition. Winona Lake, 161–216.

84. Westenholz, J.G. 2000: Cuneiform Inscriptions in the Collection of the Bible Lands Museum Jerusalem. The Emar Tablets. (Cuneiform Monographs, 13). Groningen.

85. Yamada, M. 1995: The Hittite social concept of “free” in the light of the Emar texts. Altorientalische Forschungen 22/2, 297–316.

86. Yamada, M. 2013: The chronology of the Emar texts revisited. ORIENT 48, 125–156.

87. Yamada, M. 2019: The ‘Overseers of the land’ in the Emar texts. In: I. Nakata, Y. Nishiaki, T. Odaka, M. Yamada, S. Yamada (eds.), Prince of the Orient: Ancient Near Eastern Studies in Memory of H.I.H. Prince Takahito Mikasa. (ORIENT Suppl. 1). Tokyo, 193–210.

88. Янковская, Н.Б. Хурритское общество (по материалам царства Аррапхи). В кн.: Г.М. Бонгард-Левин (ред.), История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988. С. 73–82.

89. Янковская, Н.Б. Среднеассирийский акт самоосвобождения из рабства. ВДИ 1, 1989. С. 82–85.

90. Zaccagnini, C. 1994: Feet of clay at Emar and elsewhere. Orientalia 63/1, 1‒4.

91. Zaccagnini, C. 1995: War and famine at Emar. Orientalia 64/2, 92‒109.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх