Агентство США по международному развитию и лидеры национальной индустрии внешней помощи

 
Код статьиS268667300020996-5-1
DOI10.31857/S2686673022040095
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
Выпуск
Страницы60-11
Аннотация

Статья посвящена взаимодействию Агентства США по международному развитию (АМР) и лидеров американской индустрии внешней помощи. Обозначены причины возникновения и развития уникальной симбиотической модели взаимоотношений в 1990–2000-е годы, выявлены её основные недостатки. Сопоставлены две наиболее яркие попытки ослабить эту многомерную взаимозависимость, предпринятые при президентах Б. Обаме и Дж. Байдене в рамках кампаний за локализацию американского содействия международному развитию. Обозначены основные сходства между инициативами действующего администратора АМР C. Пауэр и занимавшего этот пост в 2010–2015 гг. Р. Шаха, а также их основные отличия, указывающие на стремление нынешнего руководства агентства извлечь уроки из прошлых ошибок, но отнюдь не гарантирующие успеха поискам альтернативной модели.

Ключевые словаСША, АМР, внешняя помощь, содействие международному развитию, лоббизм, локализация, подрядчики, консалтинговые компании
Получено29.03.2022
Дата публикации25.04.2022
Кол-во символов35814
Цитировать   Скачать pdf
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2

Администрация Дж. Байдена пришла в Белый дом с твёрдым намерением вдохнуть новую жизнь в американскую политику содействия международному развитию, которая при Д. Трампе оказалась отодвинута на второй план. Этому должно было помочь и назначение на должность администратора Агентства США по международному развитию (USAID) – статусной фигуры Саманты Пауэр, при Б. Обаме занимавшей пост постоянного представителя США в ООН (2013-2017 годы).

3 С. Пауэр предложила амбициозную программу преобразований, пока, впрочем, не получившую отдельного названия. Одним из стержневых её элементов стала «локализация» – интенсификация взаимодействия АМР США с контрагентами из стран-партнёров, включая четырёхкратное увеличение доли направляемого им финансирования (до 25% за четыре года) и реализацию половины всех проектов с участием местных представителей. Это закономерно вывело на первый план вопрос о пересмотре выбранной Агентством ещё при У. Клинтоне модели преимущественной ориентации на обслуживающие нужды федерального правительства крупные консалтинговые компании, руководители которых являются лидерами американской индустрии внешней помощи.
4 Инициативу С. Паэур, впрочем, можно правильно оценить только в более широком историческом контексте, ибо речь идёт о попытке реанимировать идею, которую уже пыталась безрезультатно реализовать администрация Б. Обамы – в лице главы АМР в 2010-2015 гг. Р. Шаха – в рамках программы реформ «Вперёд, АМР США!» (USAID Forward). Понять логику, которой могла руководствоваться С. Пауэр, подвергая себя риску наступить на те же грабли, равно как и оценить шансы новой инициативы на успех, можно, только сопоставив предпринимаемые сегодня шаги с действиями Р. Шаха. Однако прежде необходимо обозначить факторы возникновения, преимущества и издержки той модели симбиотических отношений, которую администрации демократов в последние годы так настойчиво пытаются изменить.
5

СИМБИОЗ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

6 АМР США, учреждённое Дж. Кеннеди в 1961 г., вот уже 60 лет удерживает позиции крупнейшего автономного агентства содействия международному развитию в мире – и по штатной численности, и по объёму «оборотных средств», и по географии присутствия. Сейчас уже мало кто помнит, что оно лишь чудом избежало ликвидации при У. Клинтоне, когда республиканцы во главе с сенатором Джесси Хелмсом, председателем сенатского Комитета по международным отношениям, вознамерились передать его функции Госдепартаменту. Избежать упразднения удалось только посредством кардинального сокращения штата: по данным Счётной палаты США, с 1992 по 2002 г. он сократился на 37%, хотя число стран-партнёров удвоилось [1: 1-2] – в первую очередь, вследствие распространения деятельности Агентства на страны бывшего социалистического лагеря и постсоветские государства. В этих условиях Агентство, ранее почти не прибегавшее к аутсорсингу [Berrios R. 2000], вынуждено было начать делегировать реализацию программ и проектов негосударственным участникам – как американским неправительственным организациям, так и готовым оказывать консалтинговые услуги в самых разных областях крупным коммерческим фирмам, которые стали в это время возникать одна за другой. Эти новые игроки и сформировали основу того, что сегодня американские эксперты нередко именуют «девелопменто-промышленным комплексом» (development industrial complex) [Roberts S. 2014]; [Norris J. 2012] – по аналогии с оборонно-промышленным комплексом.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 342

Оценка читателей: голосов 0

1. Government Accountability Office. Foreign Assistance: USAID Needs to Improve Its Workforce Planning and Operating Expense Accounting (23-SEP-03, GAO-03-1171T). Available at: https://www.gao.gov/assets/gao-03-1171t.pdf (accessed: 25.03.2022).

2. Statement of Allison Stranger in: U.S. Senate. Task Force Hearings: Hearing before the Committee on the Budget. 111th Congress, 2nd Sess., S. Hrg. 11-738. Washington, D.C.: US GPO, 2010.

3. de Cazotte H. Seeking Agreement on Official Development Assistance. The United Kingdom, Germany and the United States: Conclusions for France. Agence Française de Développement. January 2018.

4. Peace Dividend Trust. 2007. Afghanistan Compact Procurement Monitoring Project: Final Report, 1 April, 2007.

5. USAID. ADS Chapter 221. USAID’S Procedures for Implementing International Agreements for Tied and Untied Aid//29 July 2008.

6. Presidential Policy Directive PPD-6. September 22, 2010. Available at: https://fas.org/irp/offdocs/ppd/ppd-6.pdf (accessed: 25.03.2022).

7. U.S. Department of State – USAID. Leading Through Civilian Power. The First Quadrennial Diplomacy and Development Review. 2010. Available at: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/153108.pdf (accessed: 25.03.2022).

8. Remarks by USAID Administrator Dr. Rajiv Shah at the Center for Global Development. January 19, 2011. Available at: https://2012-2017.usaid.gov/news-information/speeches/remarks-usaid-administrator-dr-rajiv-shah-center-global-development (accessed: 25.03.2022).

9. MFAN Partners React to Shah’s Speech // ModernizeAid Blog. 24.01.2011. Available at: http://modernizeaid.net/2011/01/mfan-partners-react-to-shahs-speech/ (accessed: 25.03.2022).

10. Lenzon M.R. In Issue of Over-Reliance on Contractors, US Development Firms Fire Back at Rajiv Shah // Devex. 22.02.2011. Available at: https://www.devex.com/news/in-issue-of-over-reliance-on-contractors-us-development-firms-fire-back-at-rajiv-shah-72966 (accessed: 25.03.2022).

11. Taborek N. Doubling Direct Foreign Aid Could Bite U.S Vendors // The Washington Post. 20.05.2012. Available at: https://www.washingtonpost.com/business/economy/doubling-direct-foreign-aid-could-bite-us-vendors/2012/05/20/gIQAF1EydU_story.html (accessed: 25.03.2022).

12. Igoe M. Rajiv Shah's USAID legacy // Devex. 12.02.2015. https://www.devex.com/news/rajiv-shah-s-usaid-legacy-85239 (accessed: 25.03.2022).

13. Letter from Darrell Issa, James Lankford, and Jason Chaffetz to Rajiv Shah. 26.04.2012 Available at: http://neo-ssets.s3.amazonaws.com/images/newsletters/GOP_Congressment_Letter_USAID_Forward.pdf (accessed: 25.03.2022).

14. Dunning C. USAID Didn’t Hit Its 30 Percent Target for Local Solutions – Here’s Why I’m Still Cheering // Center for Global Development Blog. 06.05.2016. Available at: https://www.cgdev.org/blog/usaid-didnt-hit-its-30-percent-target-local-solutions (accessed: 25.03.2022).

15. USAID. Where Does the Money Go? Excel Spreadsheet. Available at: http://www.usaid.gov/documents/1870/where-does-moneygo-excel-spreadsheet (accessed: 25.03.2022).

16. USAID. Acquisition and Assistance Strategy. December 2018. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/1868/AA-Strategy-02-04-19.pdf (accessed: 25.03.2022).

17. Letter from Bob Corker to Rajiv Shah. 16.01.2015. Available: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/01-16-15%20-%20Corker%20letter%20to%20Admin%20Shah%20-%20IRD%20LBG%20procurement%20oversight.pdf (accessed: 25.03.2022).

18. USAID. New Partnerships Initiative. Fact Sheet. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/NPI_External_Fact_Sheet.pdf (accessed: 25.03.2022).

19. Igoe M. Is Samantha Power Taking on the Aid Establishment? // Devex. 13.08.2021. Available at: https://www.devex.com/news/is-samantha-power-taking-on-the-aid-establishment-100481 (accessed: 25.03.2022).

20. Remarks of Administrator Samantha Power at USAID’s Annual Small Business Conference. 10.06.2021. Available at: https://www.usaid.gov/news-information/speeches/jun-10-2021-remarks-administrator-samantha-power-usaid-annual-small-business (accessed: 25.03.2022).

21. USAID Administrator Samantha Power Opening Statement on the FY 2022 Budget Request to the Senate Foreign Relations Committee. 14.07.2021. Available at: https://www.usaid.gov/news-information/congressional-testimony/jul-14-2021-administrator-samantha-power-fy2022-budget-sfrc (accessed: 25.03.2022).

22. USAID. Local Capacity Development Policy. August 2021. Version 8. Available at: https://www.usaid.gov/sites/default/files/documents/LCD_Policy_-_FORMATTED_508_01-11.pdf (accessed: 25.03.2022).

23. Administrator Samantha Power on a New Vision for Global Development // USAID. 04.11.2021. Available at: https://www.usaid.gov/news-information/speeches/nov-4-2021-administrator-samantha-power-new-vision-global-development (25.03.2022).

24. Council of International Development Companies (CIDC). Key Issues for the New Administration. June 2021. Available at: https://www.pscouncil.org/CIDCreport2021 (accessed: 25.03.2022)

25. Saldinger A. As USAID Looks To Define 'Local,' Here's Where It Can Start // Devex. 07.02.2022. Available at: https://www.devex.com/news/as-usaid-looks-to-define-local-here-s-where-it-can-start-102569 (accessed: 25.03.2022).

26. Cooley L., Gilson J., Ahluwalia I. Perspectives on Localization. Prepared in cooperation with PSC’s Council of International Development Companies. August 2021. Available at: https://www.pscouncil.org/a/Resources/2021/Perspectives_On_Localization.aspx (accessed: 25.03.2022).

27. Saldinger A. As USAID Looks To Define 'Local,' Here's Where It Can Start // Devex. 07.02.2022. Available at: https://www.devex.com/news/as-usaid-looks-to-define-local-here-s-where-it-can-start-102569 (accessed: 25.03.2022)

28. Letter from David Berteau to Joaquin Castro. 08.03.2022. Available at: https://www.pscouncil.org/a/Resources/2022/PSC_Letter_to_HFAC_IO_SubComm_Chair_Joaquin_Castro_on_USAID_Localization_March_8_Hearing_Issues.aspx (accessed: 25.03.2022).

29. Ainsworth D. Money Matters: USAID’s local assistance funding falls sharply // Devex. 09.05.2022. Available at: https://www.devex.com/news/money-matters-usaid-s-local-assistance-funding-falls-sharply-103180 (accessed: 11.05.2022).

30. Savoy C.M., Staguhn J. Global Development in an Era of Great Power Competition // CSIS Briefs. March 2022. Available at: https://www.csis.org/analysis/global-development-era-great-power-competition (accessed: 25.03.202).

31. Berrios, R. 2000. Contracting for Development: The Role of For-Profit Contractors in U.S. Foreign Development Assistance. Westport, CT: Praeger. xiv, 160 p.

32. Dunning, C. Is Local Spending Better? The Controversy over USAID Procurement Reform. Center for American Progress. November 2013. Available at: https://www.americanprogress.org/wp-content/uploads/2013/11/ProcurementReform.pdf (accessed: 25.03.2022).

33. Nagaraj, V.K. 2015. ‘Beltway Bandits’ and ‘Poverty Barons’: For-Profit International Development Contracting and the Military-Development Assemblage. Development and Change. Vol. 46. No. 4. P. 585-617. DOI: https://doi.org/10.1111/dech.12164

34. Norris, J. 2012. Hired Gun Fight: Obama's Aid Chief Takes on the Development-Industrial Complex. Foreign Policy. 18.07.2012. Available at: https://foreignpolicy.com/2012/07/18/hired-gun-fight/ (accessed: 25.03.2022).

35. Roberts, S. 2014. Development Capital: USAID and the Rise of Development Contractors. Annals of the American Association of Geographers. Vol. 104. No. 5. P. 1030-1051. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/00045608.2014.924749 (accessed: 25.03.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх