Пути развития отношений США и Китая в контексте дискурса американских элит

 
Код статьиS268667300016900-0-1
DOI10.31857/S268667300016900-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Институт США и Канады РАН
НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: НИУ «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 10
Страницы91-107
Аннотация

Приход республиканского президента Д. Трампа в 2017 г. ознаменовал начало новой эры китайско-американских отношений – “декаплинга” (decoupling). Эти отношения переходят от политики экономической интеграции Обамы к активной торговой войне в 2017 - 2021 гг. Стремительный промышленный рост Китая и массовая экспансия китайских высокотехнологичных транснациональных компаний на мировом рынке бросают вызов американской экономической гегемонии в мире. Неоднородность процессов развития отношений обязывает американские элиты проводить эффективную информационную политику для сохранения имиджа правительства среди собственного населения и в то же время давать возможности отступления для стабилизации отношений. Анализ дискурса американской общественно-политической элиты Демократической и Республиканской партий в средствах массовой информации показал разный уровень его радикализации. В отсутствие перспектив серьезного улучшения межстранового диалога с приходом в 2021 г. к власти демократа Джозефа Байдена ведущие американские СМИ акцентируют внимание на Китае как на стратегической угрозе для всего мирового порядка и Pax Americana в ХХI веке. В ситуации консенсуса среди элиты перспективы улучшения отношений между странами с приходом новой американской администрации весьма ограничены.

Ключевые словаКитай, США, СМИ, элиты, аналитические центры, торговая война, декаплинг
Получено21.07.2021
Дата публикации01.10.2021
Кол-во символов31363
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Американо-китайские отношения и их перспективы – важный предмет интереса среди специалистов по международным отношениям и политических обозревателей. Политика администрации Д. Трампа в отношении США носила двойственный характер: с одной стороны, давление на китайское руководство, стремление ликвидировать торговый дисбаланс, а с другой – стремление не допустить развязывания полноценной холодной войны с Китаем, учитывая огромное влияние этой страны в мире и существование «американо-китайской» экономики, которые трудно отрицать даже заядлым скептикам в американском истеблишменте.
3 Вопрос отношений с Китаем был одним из важных в ходе президентской избирательной кампании 2020 г. в США. Президент-республиканец Д. Трамп и представители его предвыборного штаба постоянно напоминали критикам торговой войны с Китаем из Демократической партии об опасности увеличения торгового дисбаланса между странами. Начиная с 2018 г. администрация Д. Трампа ввела беспрецедентное число торгово-экономических рестрикций против Китая. Как утверждают специалисты ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, «в результате, санкционное давление, которому подвергается Китай, как минимум, сравнимо, а, вероятнее, по реальному эффекту превосходит то, которому подвергается Россия» [Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Аксенов И.В., 2020: 1]. За короткий промежуток времени с 2016 по 2020 г. Китай превратился из главного торгово-экономического партнёра США в годы президентства Б. Обамы в одного из основных противников американской администрации.
4 В статье мы попытаемся провести анализ причин роста напряжённости в американо-китайских отношениях и торговой войне как апогея этого противостояния, рассмотрим дискурс американских политических элит в средствах массовой информации относительно участия и роли Китая в размежевании между государствами и оценим дальнейшие перспективы отношений двух стран при новой демократической администрации Дж. Байдена с упором на информационную повестку в США.
5 За последние несколько десятилетий после нормализации отношений между США и Китаем в 1972 г. Вашингтон часто менял вектор своей политики в отношении Пекина от торгового сотрудничества до финансовой войны. В то же время американские компании вели свою собственную игру, активно инвестируя в быстро растущую с конца 1970-х экономику КНР. В начале 2010-х годов США предлагали Китаю (пусть и неравноправный) передел мира на двоих, получивший неофициальное название концепция G2. Администрация Трампа, в свою очередь, сделала ставку на серьёзное обострение отношений между двумя государствами.
6 На данный момент отношения США и Китая переживают не лучший период своей истории. Ряд американских специалистов небезосновательно считают, что за время работы администрации Д. Трампа уровень взаимоотношений стал стремительно скатываться к дониксоновским временам, когда произошла нормализация американо-китайских связей и США признали коммунистическое правительство в Пекине в качестве официального [Steinbock, D., 2018: 540]. Если с официальной позицией Вашингтона всё ясно, то каков же дискурс американских политических СМИ относительно роли Китая в размежевании между государствами? Есть ли среди элитных кругов и американского истеблишмента запрос на нормализацию отношений с Китаем после прихода на пост президента США демократа Д. Байдена?

Всего подписок: 1, всего просмотров: 368

Оценка читателей: голосов 0

1. Вайцзяо бу: пэнпэй аохуанъянь вайцзяо цзянцзаодао лиши шэньпань [МИД: лживую дипломатию Помпео рассудит история. [MID: lzhivuju diplomatiju Pompeo rassudit istorija. [Foreign Ministry: history will judge Pompeo's deceitful diplomacy] // Жэньминь жибао, January 8, 2020. Available at: Http://World.People.Com.Cn/N1/2021/0108/C1002-31994295.Html (accessed: 08.02.2021)

2. National Defense Strategy. 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/articles/new-national-security-strategy-new-era/ (accessed 17.01.2021)

3. Findings of the Investigation into China’s Acts, Practices, and Policies Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation under Section 301 of the Trade Act of 1974. United States Trade Representative. March 2018. Available at: ustr.gov/sites/default/files/Section%20301%20 FINAL.PDF (accessed: 08.03.2021).

4. How China’s Economic Aggression Threatens the Technologies and Intellectual Property of the United States and the World. White House Office of Trade and Manufacturing Policy. June 2018. Available at: whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/06/FINAL-China-Technology-Report-6.18.18-PDF.pdf (accessed: 15.12.2020)

5. Trump administration imposes new Huawei restrictions, The Washington Post. August 17, 2020. Available at: https://www.washingtonpost.com/business/technology/trump-administration-imposes-new-huawei-restrictions/2020/08/17/c12df298-e095-11ea-82d8-5e55d47e90ca_story.html (accessed: 15.12.2020).

6. In Push for Trade Deal, Trump Administration Shelves Sanctions Over China’s Crackdown on Uighurs, The New York Times. April 5, 2019. Available at: https://www.nytimes.com/2019/05/04/world/asia/trump-china-uighurs-trade-deal.html (accessed 11.01.2021).

7. Zachary B. Biden campaign says China's treatment of Uighur Muslims is "genocide". Axios. August 3. 2020. Available at: https://www.axios.com/biden-campaign-china-uighur-genocide-3ad857a7-abfe-4b16-813d-7f074a8a04ba.html (accessed: 12.12.2020).

8. Swan J. 2020. Trump held off on Xinjiang sanctions for China trade deal. Axios. June 23, 2020. Available at: https://www.axios.com/trump-uighur-muslims-sanctions-d4dc86fc-17f4-42bd-bdbd-c30f4d2ffa21.html (accessed 12.12.2020)

9. Zhao Y., Yu J. Xi, Biden phone call on Chinese New Year’s Eve ‘tone-setter’ for future bilateral ties // Global Times. February 2, 2021. Available at: https://www.globaltimes.cn/page/202102/1215521.shtml (accessed 12.12.2020)

10. Biden’s China Policy? A Balancing Act for a Toxic Relationship, The New York Times, November 16, 2020. Available at: https://www.nytimes.com/2020/11/16/business/economy/biden-china-trade-policy.html (accessed 13.02.2020)

11. Salama V. Biden speaks with Chinese President Xi Jinping for the first time as President, CNN politics, October 2, 2021. Available at: https://edition.cnn.com/2021/02/10/politics/biden-xi-call/index.html (accessed 13.02.2021).

12. Fallon T. Biden cannot rely on America's European allies to stand up to China // Business Insider. February 2021. Available at: https://www.businessinsider.com/biden-cannot-rely-european-allies-to-stand-up-to-china-2021-2 (accessed 13.02.2021)

13. Суслов Д.В. США с союзниками усилят технологическое сдерживание Китая, Baltnews, 2021. Интернет-ресурс: https://baltnews.ee/mir_novosti/20210215/1019313767/Politolog-SShA-s-soyuznikami-usilyat-tekhnologicheskoe-sderzhivanie-Kitaya.html?fbclid=IwAR0Rgw2g2gPzyAwNk-z356WNLwd2hidStb-OL1L3mz0jGH3240dRKK2YPwQ (accessed 16.03.2021)

14. Кашин В.Б., Пятачкова А.С., Смирнова В.А., Аксенов И.В. Китай в состоянии экономической войны: весна и лето 2020. ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, 2020.

15. Bacchus J. 2020. Democrats and Trade 2021: a Pro Trade Policy for the Democratic Party. Washington, CATO. Available at: https://www.cato.org/publications/policy-analysis/democrats-trade-2021-pro-trade-policy-democratic-party#null (accessed 11.01.2021).

16. Carafano J. 2019. Preparing the U.S. National Strategy for 2020 and Beyond. Available at: https://www.heritage.org/sites/default/files/2019-07/SR214.pdf (accessed 15.12.2020).

17. Chen, W. 2019. Rise and fall and cause and effect // China Institutes of Contemporary International Relations. In: China Daily, 2019. Available at: http://www.cicir.ac.cn/NEW/en-us/opinion.html?id=c218 (accessed 12.12.2020).

18. Coombs W. T. 1995. Choosing the right words: The development of guidelines for the selection of the “appropriate” crisis-response strategies // Management Communication Quarterly, pp.447–476.

19. Herman, E. S., & Chomsky, N. 2010. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. London: Vintage Digital. 345 p.

20. Krastev I. Leonard M. 2021. The crisis of American power: How Europeans see Biden’s America, European Council on Foreign Relations. Available at: https://ecfr.eu/publication/the-crisis-of-american-power-how-europeans-see-bidens-america/ (accessed 13.02.2021).

21. Kwan, Chi. 2019. The China–US Trade War: Deep‐Rooted Causes, Shifting Focus and Uncertain Prospects. Asian Economic Policy Review. Pp. 10-23 (accessed 13.02.2021).

22. Libicki, M. 1998. Information War, Information Peace. Journal of International Affairs, 51(2), pp. 411-428. Retrieved January 5, 2021. Available at: http://www.jstor.org/stable/24357504 (accessed 15.02.2021).

23. Lippmann, W. 1922. Public Opinion. New York: Harcourt, Brace & Co., 210 p.

24. Liu W., Lai C. et al. Tweeting about emergency: A semantic network analysis of government organizations’ social media messaging during Hurricane Harvey // Public Relations Review, 2018, pp. 807-819.

25. Nye, J. S. 2004. Soft power and American foreign policy. N.Y.: Harpers. 286 p.

26. Steinbock, D. 2018. US-China Trade War and Its Global Impacts. China Quarterly of International Strategic Studies, 4(04), pp. 515-542.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх