Канадец Оскар Питерсон: легенда мирового джаза

 
Код статьиS032120680005181-3-1
DOI10.31857/S032120680005181-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 6
Страницы101-112
Аннотация

Выдающийся канадский музыкант Оскар Питерсон (1925–2007) – один из величайших джазовых пианистов XX века. За более чем 60-летнюю карьеру он сыграл тысячи концертов по всему миру, выпустил более 200 альбомов и восемь раз становился лауреатом премии Грэмми. Оскар Питерсон заслужил репутацию уникального виртуоза, обладателя феноменальной техники (его называют «джазовым Ф. Листом»), стремившегося сблизить джаз и академическую музыку. Его имя – синоним высочайшего художественного качества и образцового исполнительского мастерства. Оскар Питерсон также известен как композитор и преподаватель музыки.

Ключевые словаОскар Питерсон, джаз, музыка Канады, канадская культура
Получено28.05.2019
Дата публикации29.05.2019
Кол-во символов27743
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

 

Канадскую культуру XX века в области исполнительского искусства на мировой арене прославили два выдающихся музыканта – Гленн Гульд (Glenn Gould) (1932–1982) и Оскар Питерсон (Oscar Peterson) (1925–2007). Г. Гульд, обладавший глубоко индивидуальной и своеобразной манерой исполнения классических произведений, по сей день имеет репутацию одного из самых талантливых пианистов в истории мировой музыкальной культуры прошедшего столетия [Щукина Т.А., 2009]. Оскар Питерсон – один из величайших джазовых пианистов, композитор – считается уникальным виртуозом, обладателем феноменальной техники. Его называют «джазовым Листом», стремившимся сблизить джаз и академическую музыку. Примечательно, что биографии этих двух музыкантов объединяет тот факт, что оба музыканта посещали с гастролями Советский Союз ещё в период холодной войны. Глен Гульд был первым североамериканским пианистом, приехавшим в нашу страну в 1957 г., Оскар Питерсон и его трио выступили с концертом в Таллине в 1974 году.

2

Этапы творческого пути Оскара Питерсона

 

Не только почитатели таланта, но и все ценители музыки независимо от их пристрастий признают весомость и значимость вклада О. Питерсона в мировую музыкальную культуру. Один из авторитетных российских специалистов В.Ю. Озеров отмечает: «В кругу любителей джаза имя Питерсона непосредственно ассоциируется с понятием "мейнстрима" (буквально "центральное, основополагающее направление") в том смысле, что его творчество выходит за рамки частных стилевых определений, обобщает весь предшествующий опыт джазовой эволюции и вместе с тем определяет главный путь развития этого вида музыкального искусства... В музыке Питерсона очевиден универсальный охват интегрированных в ней стилевых элементов, указывающих на преемственные связи с различными направлениями джаза (от исторических истоков до современности), равно как и с европейской академической музыкальной культурой...» [1]. Творчество канадского музыканта сочетает блистательную виртуозность стиля бибоп с классической свинговой школой, ритмическую остроту хард-бопа, гармоническую насыщенность кул-джаза*.

* Различные направления в джазовой музыке.
3 О. Питерсон, чья профессиональная карьера длилась почти 60 лет, дожил до пика своей славы и ещё при жизни стал легендой. К концу XX века его имя стало синонимом высочайшего художественного качества и образцового исполнительского мастерства. Его дискография насчитывает более 200 альбомов, он сотрудничал практически со всеми известными джазовыми музыкантами, включая Эллу Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Билли Холидей (Billy Holiday), Луиса Армстронга (Louis Armstrong), который называл его «человеком с четырьмя руками» [2]. Ещё одно яркое определение игре канадского пианиста как «махараджи клавиатуры» дал другой корифей джаза – Дюк Эллингтон (Duke Ellington).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1176

Оценка читателей: голосов 0

1. Щукина Т.А. Канада и искусство Глена Гульда. США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. №3. С. 93–98.

2. Питерсон О. Джазовая одиссея. Автобиография. Перевод М. Мусиной. Санкт-Петербург: Изд-во «Скифия», 2010. 544 с.

3. Batten Jack. Oscar Peterson, the Man and his Jazz. Canada, Tundra Books, 2012. P. 48-50 (электронная книга). Available at: https://books.google.ru/books?id=PxIxrPzODmYC&pg=PA174&lpg=PA174&dq=oscar+peterson&source=bl&ots=ReHGKSPcvP&sig=g4v0qW9GAZOP66tIuL9KzIMN4uY&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjoxOrYrpbXAhVnApoKHQ4FA_04KBDoAQg8MAQ#v=onepage&q=oscar%20peterson&f=false (accessed 20.01.2019).

4. Lees Jene. Oscar Peterson: The Will to Swing. Canada. Rowman & Littlefield. 2000, p. 231-244 (электронная книга). Available at: https://books.google.ru/books?id=0awEAQAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (accessed 28.01.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх