Политизация экономики США: от Буша к Трампу

 
Код статьиS032120680000016-1-1
DOI10.31857/S032120680000359-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный Исследовательский Институт Мировой Экономики и Международных Отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО)
Адрес: Российская Федерация 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 7
Страницы65-78
Аннотация

Cкандалы вокруг кадровых перестановок в администрации Д. Трампа не обошли одну из самых чувствительных сфер американской жизни – экономику. Назначенный на должность министра финансов бывший резидент Уолл-стрит Стивен Мнучин, а также юрист Джером Пауэлл, занявший пост нового главы Федеральной резервной системы, стали объектами острой критики внутриполитического истеблишмента США и предметом беспокойства для простых граждан. Наметившийся в середине 2000-х годов, и укрепившийся сегодня тренд политизации экономической жизни США, причём не только на государственном, но и на глобальном уровне, усиливается. Для граждан – это сигнал о возможном возвращении к принципам, господствовавшим до начала борьбы с финансово-экономическим кризисом 2008–2011 гг. – прежде всего о засилье "жирных котов" с Уолл-стрит, которые привели к фактическому обвалу американской экономики. Для истеблишмента назначения означают консолидацию финансовых групп вокруг неугодного им президента, отказ от самостоятельности Центробанка, что не просто может сделать Трампа сильнее, но, вероятно, позволит ему в долгосрочной перспективе проводить самостоятельную финансовую политику. Для внешнеполитических референтных групп такие перестановки будут означать ещё большее усиление финансовой системы США в мире, создание непреодолимой и многоплановой зависимости, включающей сферы безопасности и энергетики, которая окончательно превратит союзников США в молчаливых сателлитов. Где искать истоки этих трендов? Как в политической жизни появилась своеобразная "точка невозврата", когда экономика перестала быть просто экономикой? И главное, как и зачем это допустили ответственные за решения субъекты?

Ключевые словафинансово-экономический кризис, США, процесс принятия решений, фактор личности, ФРС, Министерство финансов, внутренняя политика.
Получено02.08.2018
Дата публикации21.08.2018
Кол-во символов38561
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

То, что кажется стороннему наблюдателю отлаженным механизмом по претворению в жизнь политики государства, на деле оказывается трудным, мучительным процессом выработки политического решения. Финансовоэкономический кризис 2008–2011 гг. оказал влияние на глобальное регулирование финансовых систем и даже затронул философские вопросы о понятии "капитализм". Политико-психологические факторы стали одной из основных причин кризиса, с одной стороны, из-за реакции рынков на негативные изменения в экономике, с другой – из-за слишком долгого нежелания правительства вмешиваться.

2

Результатом быстрого роста американской экономики с 1991 по 2005 гг. стало появление "дешёвых денег" и как, следствие, нормы жизни в кредит. Сложные финансовые инструменты внесли в кризис фактор неопределённости, а также обеспечили всеобъемлющий характер его распространения и в результате – нарастающую панику в разных экономических секторах. Благодаря этой длительной тенденции, под угрозой оказались финансовые гиганты – компании, банкротство которых могло парализовать и обрушить не только экономику США, но и всех связанных с ними государств. 

3

Основная задача правительства заключалась в том, чтобы не допустить падения этих компаний, однако понимание необходимости такого шага пришло не сразу. Даже после банкротства ряда финансовых гигантов и нарастающей паники на рынках США, и за рубежом, внутриполитические фракции с трудом пришли к консенсусу. Конгресс отказывался принять идею о выкупе, ведь это не просто подрывало его авторитет в глазах электората и вызывало недовольство американских граждан, но ещё и не было до конца осознано всеми группами влияния, которые больше опасались за свой имидж в период предвыборной президентской гонки, которая как раз пришлась на пик рецессии. Дополнительную сложность ситуации придавал фактор неизвестности. Никто, включая высшее финансовое управление США, до конца не мог подсчитать, а значит, и объяснить представителям законодательной и исполнительной власти последствия бездействия. 

4

Кризис захватил две администрации: уходящую республиканскую – Дж. У. Буша, и пришедшую ей на смену демократическую – Б. Обамы. Каждая из них, несмотря на традиционную для американской политической системы преемственность, придерживалась своей тактики. Первая старалась стимулировать рост экономики. Центральной осью этой политики оставалось снижение налогового бремени. Однако такие меры носили пожарный характер – они не предугадывали, а лишь едва поспевали за кризисом. При этом каждое решение, будь то вливание государственных денег в банки, или амбициозный социальноэкономический проект, вызывали в правительстве нешуточные диспуты. Администрация Б. Обамы, пришедшая на смену республиканцам в самый разгар финансовой нестабильности, столкнулась с внутренним системным кризисом, когда решение становилось результатом двухпартийного консенсуса либо объектом борьбы на уровне партий, групп влияния, и отдельных личностей за передел полномочий.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1295

Оценка читателей: голосов 0


                

Дополнительные библиографические источники и материалы

  1. Dow J. Industrial Average All-Time Largest One Day Gains and Losses / J. Dow // Wall Street Journal. Available at: http://online.wsj.com/mdc/public/page/2_3047-djia_alltime.html (accessed: 24.10.2015). 
  2. Geithner T.F. Stress Test: Reflections on Financial Crises / T.F. Geithner // New York: Crown Publishers. – P. 39.
  3. Gunther M. Paulson to the Rescue / M. Gunther // Fortune. 2008. September 29. Available at: http://archive.fortune.com/2008/09/19/news/newsmakers/gunther_paulson.fortune/index.htm (accessed: 9.10.2015).
  4. Kulakova V.K. 2015(a). Global'naya rol' FRS SShA [US Federal Reserve Global Role] // SShA  Kanada: ekonomika, politika, kul'tura. No. 6. –– P. 35–47.
  5. Kulakova V.K. 2015(b). Zakonu Dodda-Frenka o reforme finansovogo sektora i zash-chite potrebitelia ispolnilos' piat' let [The Dodd–Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act has Celebrated its 5th Anniversary] // IMEMO official web site. Available at: http://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=1772&printmode (accessed 11.11.2015).
  6. Sorkin A.R. Too Big to Fail // Viking Penguin, USA Inc., 2009 [kindle edition]. – 1014 p., P.80, P. 504.
  7. Statement by Secretary Henry M. Paulson, Jr. on Comprehensive Approach to Market Developments // The Department of the Treasury Press Center, 19.09.2008. Available at: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/hp1149.aspx (accessed: 09.11.2015). 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх