Reproducing Intellectual Labor Specialists: Institutional Imbalances and Gaps

 
PIIS013216250027382-3-1
DOI10.31857/S013216250027382-3
Publication type Review
Source material for review Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Тюрина И.О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023. 383 с.
Status Published
Authors
Occupation: Research Professor, Department of Sociology and Technologies of State and Municipal Administration of the Ural Federal University
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation, Yekaterinburg
Occupation: Professor, Department of Sociology and Technologies of State and Municipal Administration of the Ural Federal University
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation, Yekaterinburg
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionНомер 8
Pages166-172
Abstract

The main provisions of the new monograph «Reproduction of intellectual labor specialists: a sociological analysis» are discussed. In reflections and critical analysis, its fundamentality is substantiated, some features are revealed, in particular, the solution of not only theoretical issues, but also problems on the applied level. There is a wealth of empirical material, including the authors' 2021 study(a survey of young specialists, an expert survey). The following issues are discussed: career guidance, interaction between universities and employers, youth unemployment, the role of the state in the system of personnel reproduction. It is concluded that the solution of the problem of intellectual labor specialists reproduction today is entrusted only to the higher education system, while this requires the cooperation of efforts of all key institutions of society.

Keywordsreproduction of specialists, intellectual labor, socio-professional structure, professional trajectories, professional self-determination, career guidance, youth unemployment, higher education
Publication date03.10.2023
Number of characters23133
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Одна из особенностей рецензируемой монографии – единство теоретического и прикладного уровней исследования. Авторы теоретически обосновывают замену архаичного, по их мнению, понятия «интеллигенция» (специалистов с высшим образованием) понятием «специалисты интеллектуального труда». Справедливо ставится вопрос: «модернизированное производство нуждается в новом типе специалиста, способного работать в условиях высокой вариативности техники и технологии, а также в динамичной сфере услуг, где сегодня на первый план выходит коммуникативная компетентность» (с. 7).
2 Каждая их пяти глав начинается с теоретического анализа поставленных в ней проблем с последующим их раскрытием на эмпирических данных (социологии, экономики, демографии, статистики) и завершается выходом на прикладной уровень. Этому способствуют логика и структура монографии: анализ роли системы образования в воспроизводстве социально-профессиональной структуры, профессионального самоопределения молодежи на стадии выбора жизненного пути, условий профессиональной самореализации выпускников вузов и условий труда молодых специалистов, воспроизводства отдельных групп специалистов интеллектуального труда.
3 Теоретическая рамка исследования представлена концепциями воспроизводства социально-профессиональной структуры социума, воспроизводства специалистов интеллектуального труда, образования (включая общее, профессиональное, непрерывное), доступности образования, образовательного неравенства, образовательных и профессиональных траекторий, профессионального самоопределения молодежи, выбора жизненного пути, молодежной безработицы, миграционного поведения.
4 Эмпирическая база монографии масштабна. В основе – совместный проект Института социологии ФНИСЦ РАН и Минобрнауки России в 2021 г.: опрос 4 тыс. молодых специалистов 207 предприятий и учреждений в 41 субъекте РФ; экспертный опрос 200 руководителей вузовских служб трудоустройства выпускников, 200 руководителей служб управления персоналом предприятий и учреждений. Привлекаются данные государственной статистики с 1928 по 2021 гг. и результаты общероссийских исследований проблем профориентации учащихся.
5 Профессиональное самоопределение молодежи и профориентация. Авторы не ограничиваются анализом процесса становления специалистов в организациях профессионального образования, учитывая ранние этапы их самоопределения и выбора жизненного пути, начиная со школы.
6 Доказывая результатами исследований, что профессиональное самоопределение учащихся выступает сегодня одной из наиболее актуальных проблем среднего образования, авторы указывают ее внутрисистемные следствия и причины. К числу первых они относят увеличение «профессионального балласта» среди студентов и выпускников вузов, а ключевую причину видят в неэффективности профориентационной работы в школах. Такой вывод справедлив, но он формирует ожидание более развернутого анализа этой проблемы, а в книге кратко рассмотрен только советская система школьной профориентации, ее разрушение в 1990-е гг. и частично – восстановление в 2000-е.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 258

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up