К классификации профессий: социотехнологическое измерение (опыт методологического анализа)

 
Код статьиS013216250019104-7-1
DOI10.31857/S013216250019104-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный руководитель и зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета; главный научный сотрудник
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 6
Страницы66-76
Аннотация

В статье предлагается реализовать особый теоретический и методологический анализ, который еще мало применяется в эмпирических исследованиях, посвященных различным формам и видам профессиональной деятельности. Этот анализ не совпадает с официально существующей классификацией, включающей в себя и характеризующей 450 профессий (или 9 укрупненных профессиональных групп). В основе предлагаемого подхода - классификация профессий на основе социально-технологического их измерения, которая предполагает использование таких индикаторов как предмет труда, содержание и характер труда, условия, средства и способы его реализации, учет влияния внешней среды и оценка достигнутых показателей. Исходя из этого подхода, в статье дается характеристика четырех групп профессий: человек-техника, человек-природа. человек-человек, человек-творчество. Такой подход позволяет более глубоко описать и осознать смысл профессии, выявить его сущность и качество, обогатить представления о потенциале каждой профессии. И что особенно важно — такой подход позволит более четко и предметно решить по каждой из этих групп профессий, опираясь на общие и особенные их характеристики - как реально участвовать в решении такой важнейшей социально-экономической задачи происходящей технологической революции - рост производительности труда, рационализация занятости, повышение эффективности производства.

Ключевые словатруд, социально-профессиональная структура, профессии «человек-техника», «человек-природа», «человек-человек», «человек-творчество»
Источник финансированияСтатья выполнена в рамках государственного задания «Социальные факторы производительности труда: состояние, проблемы, пути решения» (FSZG-2022-0001)
Получено27.06.2022
Дата публикации28.06.2022
Кол-во символов27933
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 541

Оценка читателей: голосов 0

1. Абрамов Р.Н. Профессиональная культура российских технических специалистов: универсальные элементы //Социологические исследования. 2016. № 9. С. 96–104.

2. Андреева Ю.В., Лукьянова Е.Л. Контексты формирования профессиональных компетенций у рабочей молодежи: завод, вахта, «гараж» // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 105–116.

3. Батыгин Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Выпуск 3. Тюмень–Москва, 1994. С. 9–19.

4. Беккер Г. Природа профессии // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР. Выпуск 3/94. Тюмень–Москва, 1994. С. 82–90.

5. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: КАНОН, 1996.

7. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян ; под общ. ред. Ю. М. Забродина. М.: Эксмо, 2010.

8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

9. Ильин В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917–1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, ИС РАН, 1996

10. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993.

11. Козина И.М., Сережкина Е.В. Производственные факторы стресса в работе российских и французских IT-специалистов // Социологические исследования. 2019. № 5. C. 26–35.

12. Колесникова Е.М., Куденко И.А. Интерес к STEM-профессиям в школе: проблемы профориентации // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 124–133.

13. Константиновский Д.Л., Пинская М.А, Звягинцев Р.С. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. 2019. № 5. C. 14–25.

14. Крыштановская О. В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы. М.: Наука, 1989.

15. Лукша О.В. Социология профессиональных групп: определение понятий // Профессиональные группы интеллигенции / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. С. 61–79.

16. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. История, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 38–45.

17. Мир профессий: Человек – техника / Сост. В.Е. Гаврилов. М.: Молодая гвардия, 1987.

18. Мир профессий. Человек – знаковая система. М.: Молодая гвардия, 1988.

19. Ползунова Н.Н. Исследование систем управления (диагностика). М.: Академический проект. 2006.

20. Попова И.П. Социология профессии как проект // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 57–69.

21. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. 2014. № 8. С. 25–35.

22. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. Москва: Наука, 1994. С. 333–356.

23. Сущий С.Я. Художественное творчество: тенденции постсоветского периода // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 77–85.

24. Тощенко Ж.Т. От феномена к ноумену: опыт методологического и методического анализа // Социологические исследования. 2019. № 4. с. 3–14.

25. Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. М.: Мысль, 2005.

26. Фельдман М.А. Директора предприятий тяжелой промышленности 1930-х гг.: динамика социально-профессиональной группы // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 113–124.

27. Хьюз Э. Исследование понятий // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. с. 499–501.

28. Чеманкова Е.Д. Женщины-полицейские: как происходит выбор профессии //Социол. Исслед. 2019. № 4. С.126–132.

29. Чередниченко Г.А. Трудоустройство и положение на рынке труда выпускников среднего профессионального образования // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 67–77.

30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996.

31. Autor D.H., Frank Levy F., Murnane R.J. (2003) The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 118(4). P. 1279–1333.

32. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments (3rd ed.). Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, Inc. 1997.

33. Greenwood E. Attributes of a Profession. // Sociological Perspectives on Occupation. F. E. Peacock Publishers, Inc. Itasca Illinois, 1972

34. Leiht K. T., Fennell M. L. Professional work. A sociological approach. Malden: Blackwell Publishers, 2001.

35. Merton R. The sociology of science. Ed. Norman W. Storer. Chicago: Univ. Chicago press, 1973.

36. Murphy R. Proletarization or bureaucratization: the fall of the professional?/ The Formation of professions. Knowledge, State and Stagy. ed. by Torstendahl & Burrage M., Sage Publitions, 1990.

37. Parsons T. Professions // International Encyclopedia of Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press, 1968. P. 536–547.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх