Среднеазиатские мигранты на российском рынке труда: до пандемии

 
Код статьиS013216250017014-8-1
DOI10.31857/S013216250017014-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник, руководитель Центра исследования межнациональных отношений
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы63-75
Аннотация

Рассматриваются особенности адаптации трудовых мигрантов из государств Средней Азии на российском рынке труда до пандемии сквозь призму концепции достойного труда. Основное внимание уделено их возможностям найти работу в России, видам экономической активности и занятиям, адекватности заработка и достойной продолжительности рабочего времени, продуктивной занятости, равным возможностям и условиям занятости женщин. Различия в видах экономической активности выходцев из Киргизии, с одной стороны, и мигрантов из Таджикистана и Узбекистана – с другой, объясняются не только разницей в их демографическом составе, правовом статусе мигрантов из разных государств, но и спецификой структур занятости, экономической средой стран-доноров. Среднеазиатские мигранты находятся в худшем положении на рынке труда, чем российские работники или трудовые мигранты из других государств СНГ, Украины и Грузии из-за низкой квалификации и недостатка переносимых навыков. Восходящая мобильность на российском рынке труда позволяет части из них добиться лучших условий и/или оплаты труда, занять лучшие рабочие места. Однако «стеклянный потолок», отделяющий среднеазиатских мигрантов от рабочих мест высокой квалификации имеет место. Восходящая мобильность характеризует преимущественно тех из них, которые заняты физическим трудом и занимают наихудшие социально-профессиональные позиции. Эмпирической базой исследования стал социологический опрос 8033 трудовых мигрантов из стран СНГ, Украины и Грузии в 2017 г. в 19 регионах России, включая 4799 среднеазиатских трудовых мигрантов.

Ключевые словатрудовые мигранты, рынок труда, адаптация, достойный труд, виды экономической деятельности, занятия, оплата труда, трудовая мобильность, Средняя Азия
Получено30.09.2021
Дата публикации27.01.2022
Кол-во символов28045
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 690

Оценка читателей: голосов 0

1. Аронсон Э. Теория когнитивного диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во Моск. у-та, 1984. С. 111–127. [Aronson E. (1984) The Theory of Cognitive Dissonance: Progress and Problems. In: Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. (eds) Modern Foreign Social Psychology: Texts. Moscow: Izdatelstvo Moskovskogo universiteta: 111–127. (In Russ.)]

2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986. [Batygin G.S. (1986) Substantiation of the Scientific Conclusion in Applied Sociology. Moscow: Nauka. (In Russ.)]

3. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. [Festinger L. (1999) Theory of Cognitive Dissonance. St. Petersburg: Yuventa. (In Russ.)]

4. Хаускнехт Д., Свини Д.С., Сутар Д.Н., Джонсон Л.У. Как измерить когнитивный диссонанс, или Что происходит после принятия решения о покупке // Реклама: теория и практика. 2006. № 2. С. 118–129. [Haussknecht D., Svinyi D.S., Star D.N., Johnson L.U. (2006) How to Measure Cognitive Dissonance, or What Happens after Making a Purchase Decision. Reklama: teorya i praktica [Advertising: Theory and Practice]. No. 2: 118–129. (In Russ.)]

5. Штейнберг И.Е. «Спираль молчания» или когнитивный диссонанс: формирование электоральных установок сельских жителей // Социологический журнал. 1997. № 4. C. 64–70. [Steinberg I.E. (1997) “Spiral of Silence” or Cognitive Dissonance: Formation of Electoral Attitudes of Rural Residents. Sotsiologicheskiy zhurnal [Sociological Journal]. No. 4: 64–70. (In Russ.)]

6. Bell G.D. (1967) The Automobile Buyer after the Purchase. Journal of Marketing. Vol. 31. No. 3: 12–16. DOI: 10.1177/002224296703100304.

7. Chow P. (2001) The Psychometric Properties of the Cognitive Dissonance Test. Education. Vol. 122. No. 1: 45–49.

8. Cohen A.R., Brehm J.W., Fleming W.H. (1958) Attitude Change and Justification for Compliance. The Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 56. No. 2: 276–278. DOI: 10.1037/h0047070.

9. Cohen J. (1988) Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. Hillsdale: Lawrence Erlbaum.

10. Cooper J. (2012) Cognitive Dissonance Theory. In: Van Lange P.A.M., Kruglanski A.W., Higgins E.T. (eds) Handbook of Theories of Social Psychology. Vol. 1. London: Sage: 377–397.

11. Elkin R.A., Leippe M.R. (1986) Physiological Arousal, Dissonance, and Attitude Change: Evidence for a Dissonance-arousal Link and a “Don't Remind Me” Effect. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 51. No. 1: 55–65. DOI: 10.1037/0022-3514.51.1.55.

12. Elliot A.J., Devine P.G. (1994) On the Motivational Nature of Cognitive Dissonance: Dissonance as Psychological Discomfort. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 67. No. 3: 382–394. DOI: 10.1037/0022-3514.67.3.382.

13. Festinger L., Carlsmith J.M. (1959) Cognitive Consequences of Forced Compliance. The Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 58. No. 2: 203–211. DOI: 10.1037/h0041593.

14. Gecas V. (1982) The Self-concept. Annual Review of Sociology. Vol. 8. No. 1: 1–33. DOI: 10.1146/annurev.so.08.080182.000245.

15. Geschwender J.A. (1968) Explorations in the Theory of Social Movements and Revolutions. Social Forces. Vol. 47. No. 2: 127–135. DOI: DOI: 10.2307/2575142.

16. Greenwald A.G., Ronis D.L. (1978) Twenty Years of Cognitive Dissonance: Case Study of the Evolution of a Theory. Psychological Review. Vol. 85. No. 1: 53–57. DOI: 10.1037/0033-295X.85.1.53.

17. Groeber P., Lorenz J., Schweitzer F. (2014) Dissonance Minimization as a Microfoundation of Social Influence in Models of Opinion Formation. The Journal of Mathematical Sociology. Vol. 38. No. 3: 147–174. DOI: 10.1080/0022250X.2012.724486.

18. Halpern M.T. (1994) Effect of Smoking Characteristics on Cognitive Dissonance in Current and Former Smokers. Addictive Behaviors. 1994. Vol. 19. No. 2: 209–217. DOI: 10.1016/0306-4603(94)90044-2.

19. Kassarjian H.H., Cohen J.B. (1965) Cognitive Dissonance and Consumer Behavior. California Management Review. Vol. 8. No. 1: 55–64. DOI: 10.2307/3150746.

20. Kitayama S., Chua H.F., Tompson S., Han S. (2013) Neural Mechanisms of Dissonance: An fMRI Investigation of Choice Justification. Neuroimage. Vol. 69: 206–212. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2012.11.034.

21. Kneer J., Glock S., Rieger D. (2012) Fast and not Furious? Reduction of Cognitive Dissonance in Smokers. Social Psychology. Vol. 43. No. 2: 81–91. DOI: 10.1027/1864-9335/a000086.

22. Margolis M.F. (2016) Cognitive Dissonance, Elections, and Religion: How Partisanship and the Political Landscape Shape Religious Behaviors. Public Opinion Quarterly. Vol. 80. No. 3: 717–740. DOI: 10.1093/poq/nfw023.

23. McMaster C., Lee C. (1991) Cognitive Dissonance in Tobacco Smokers. Addictive Behaviors. Vol. 16. No. 5: 349–353. DOI: 10.1016/0306-4603(91)90028-G.

24. Menasco M.B., Hawkins D.I. (1978) A Field Test of the Relationship between Cognitive Dissonance and State Anxiety. Journal of Marketing Research. Vol. 15. No. 4: 650–655. DOI: 10.1177/002224377801500417.

25. Montgomery C., Barnes J.H. (1993) POSTDIS: A Short Rating Scale for Measuring Postpurchase Dissonance. Journal of Consumer Satisfaction, Dissatisfaction and Complaining Behavior. Vol. 6. No. 1: 204–216.

26. Oakes W., Chapman S., Borland R., Balmford J., Trotter L. (2004) “Bulletproof Skeptics in Life's Jungle”: Which Self-Exempting Beliefs about Smoking Most Predict Lack of Progression towards Quitting? Preventive Medicine. Vol. 39. No. 4: 776–782. DOI: 10.1016/j.ypmed.2004.03.001.

27. Prus R.C. (1976) Religious Recruitment and the Management of Dissonance: A Sociological Perspective. Sociological Inquiry. Vol. 46. No. 2: 127–134. DOI: 10.1111/j.1475-682X.1976.tb00757.x.

28. Rabin M. (1994) Cognitive Dissonance and Social Change. Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 23. No. 2: 177–194.

29. Rokeach M. (1968) A Theory of Organization and Change within Value‐attitude Systems. Journal of Social Issues. Vol. 24. No. 1: 13–33. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1968.tb01466.x.

30. Schwartz D. (1971) A Theory of Revolutionary Behavior. In: Davies J.C. (ed.) When Men Revolt and Why. New York: Free Press: 109–132. DOI: 10.2307/2010111.

31. Steele C.M., Liu T.J. (1981) Making the Dissonant Act Unreflective of Self: Dissonance Avoidance and the Expectancy of a Value-affirming Response. Personality and Social Psychology Bulletin. Vol. 7. No. 3: 393–397. DOI: 10.1177/014616728173004.

32. Steele C.M., Liu T.J. (1983) Dissonance Processes as Self-affirmation. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 45. No. 1: 5–19. DOI: 10.1037/0022-3514.45.1.5

33. Sweeney J.C., Hausknecht D., Soutar G.N. (2000) Cognitive Dissonance after Purchase: A Multidimensional Scale. Psychology & Marketing. Vol. 17. No. 5: 369–385. DOI: 10.1002/(SICI)1520-6793(200005)17:53.0.CO;2-G.

34. Tagliacozzo R. (1979) Smokers' Self-categorization and the Reduction of Cognitive Dissonance. Addictive Behaviors. Vol. 4. No. 4: 393–399. DOI: 10.1016/0306-4603(79)90010-8.

35. Twigg O.C., Byrne D.G. (2015) Perceived Susceptibility to Addiction among Adolescent Smokers. Journal of Child & Adolescent Substance Abuse. Vol. 24. No. 5: 235–242. DOI: 10.1080/1067828X.2013.812531.

Рисунок (Рисунок.xlsx, 17 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх