Ценностные основания посткапитализма: от "модуса обладания" к индивидуализму самореализующихся личностей?

 
Код статьиS013216250016429-4-1
DOI10.31857/S013216250016429-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии и права УрО РАН
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы78-90
Аннотация

В статье поднимается вопрос о возможных ценностных основаниях посткапиталистического общества. Критикуются попытки ассоциировать посткапитализм исключительно с ценностями дружбы, сотрудничества, солидарности, добровольной деятельности на благо других и т.д. Избавление от материальной необходимости вело западные общества к углублению индивидуализма и распространению всевозможных практик самовыражения. По мере развития социальных медиа эти практики все чаще выливались в борьбу за привлечение внимания. Сегодня личности можно рассматривать как то, что «производится» (практики «самобрендинга»), конструируется, продвигается и масштабируется. Вместо ожидаемого «коммунизма знаний» и коммунитарных социальных ценностей (А. Горц) мы наблюдаем движение к еще большему индивидуализму, теперь в сфере творчества и самореализации (производства «нематериальных» благ), где удовольствие и престиж ассоциируются с привлечением внимания, с личностной исключительностью и медийным влиянием. Это говорит о том, что предлагаемых некоторыми теоретиками средств (полная автоматизация производства, выплата всем безусловного дохода и т.д.), для реализации эгалитарной версии посткапитализма может оказаться недостаточно.

Ключевые словапосткапитализм, капитализм, постматериализм, социальные ценности, социализм, коммунизм, революция личности, творческая самореализация, социальные медиа, социальная революция
Получено23.12.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов38991
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 867

Оценка читателей: голосов 0

1. Бауман З. Текучая современность. СПб: Питер, 2008.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia. 2004.

3. Брегман Р. Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир. М.: Альпина Паблишер, 2018.

4. Брукс Д. Бобо в раю. Откуда берется новая элита. М.: Ад Маргинем, 2013.

5. Ван Парайс Ф., Вандерборхт Я. Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики. М.: ВШЭ, 2020.

6. Давыдов Д.А. Революция личности, или Восхождение персоналиата // Полития. 2020. No. 4. С. 68–89. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-99-4-68-89

7. Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему. М.: Ад Маргинем, 2016.

8. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.

9. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.

10. Срничек Н., Уильямс А. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда, М.: Strelka Press, 2019.

11. Тейлор Ч. Секулярный век. М.: ББИ, 2017.

12. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль, 2002.

13. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2009.

14. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008.

15. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

16. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2016.

17. Abidin C. Internet Celebrity: Understanding Fame Online, Bingley: Emerald Publishing, 2018.

18. Cirucci A.M. Facebook and Unintentional Celebrification, in, Abidin C., Brown M.L. (eds.) Microcelebrity around the Globe: Approaches to Cultures of Internet Fame, Bingley: Emerald Publishing, 2019. P. 33–47.

19. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society, Stanford: Stanford University Press, 1959.

20. Greenfield P.M. Linking Social Change and Developmental Change: Shifting Pathways of Human Development // Developmental Psychology. 2019. No. 2. P. 401–418. DOI: 10.1037/a0014726

21. Grinin L.E. Celebrities as a New Elite of Information Society // Social Evolution & History. 2012. No. 1: 124–153.

22. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press, 1997.

23. Inglehart R. The Silent Revolution. Princeton: Princeton University Press, 1977.

24. Mavroudis J. Fame Labor: A Critical Autoethnography of Australian Digital Influencers // Abidin C., Brown M.L. (eds.) Microcelebrity around the Globe: Approaches to Cultures of Internet Fame, Bingley: Emerald Publishing, 2019. P. 83–95.

25. Senft T. Camgirls: Celebrity and Community in the Age of Social Networks (Digital Formations). New York: Peter Lang Publishing, 2008.

26. Twenge J. Generation Me: Why Today's Young Americans are More Confident, Assertive, Entitled - and More Miserable Than Ever Before. New York: Atria Books, 2014.

27. Twenge J.M. Campbell W.K. Freeman E.C. Generational Differences in Young Adults' Life Goals, Concern for Others, and Civic Orientation, 1966–2009 // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. No. 5. P. 1045–1062. DOI: 10.1037/a0027408

28. Twenge J.M. iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017.

29. Twenge J.M., Campbell W.K. Gentile B. Changes in pronoun use in American books and the rise of individualism, 1960-2008 // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. No. 3. P. 406-415. DOI: 10.1177/0022022112455100

30. Twenge J.M., Campbell W.K., Gentile B. Generational increases in agentic self-evaluations among American college students, 1966–2009 // Self and Identity. 2012. No. 4. P. 409–427. DOI: 10.1080/15298868.2011.576820

31. Uhls Y.T., Greenfield P. The Value of Fame: Preadolescent Perceptions of Popular Media and Their Relationship to Future Aspirations // Developmental Psychology. 2011. No. 2. P. 315–326. DOI: 10.1037/a0026369

32. Uhls Y.T., Zgourou E., Greenfield P.M. 21st century media, fame, and other future aspirations: A national survey of 9-15 year olds // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2014. No. 8(4). URL: https://cyberpsychology.eu/article/view/4322/3372 (дата обращения: ??? ). DOI: 10.5817/CP2014-4-5

Система Orphus

Загрузка...
Вверх