Неформальное образование как ресурсный потенциал развития человеческого капитала (на примере Тюменской области)

 
Код статьиS013216250010986-7-1
DOI10.31857/S013216250010986-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры общей и экономической социологии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Должность: доцент кафедры общей и экономической социологии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Должность: доцент кафедры общей экономической социологии
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 1
Страницы98-109
Аннотация

Исследование посвящено факторам, определяющим в современной России место и роль неформального образования в развитии человеческого капитала. На основе анкетного опроса жителей Тюменской области (N = 1388) изучено влияние факторов микро- и мезоуровня, запросы, интересы и самостоятельная активность различных социально-демографических групп в сфере неформального образования, выявлены его преимущества и ограничения. Анализ показал, что практики неформального образования являются массовыми, однако относительно слабо интегрированными в процессы социально-трудовой мобильности. По данным опроса, вовлечены в неформальное образование 83% респондентов, но чаще всего они ориентированы на развитие личных (не связанных непосредственно с работой) навыков. Лишь в каждом третьем случае неформальное образование обеспечило приращение специального человеческого капитала, а в каждом пятом случае – общего человеческого капитала. Ключевыми преимуществами неформального образования чаще считается не возможность получить актуальные знания и необходимые компетенции, а обучение в удобное время. Выявленные недостатки тормозят формирование национальной образовательной экосистемы.

Ключевые словаобщество знаний, неформальное образование, человеческий капитал, непрерывное образование, цели образования, образовательная экосистема
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00701.
Получено26.01.2021
Дата публикации10.02.2021
Кол-во символов27428
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1085

Оценка читателей: голосов 0

1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

2. Власова В.Н., Таирова Н.Ю., Цквитария Т.А. Международная образовательная политика по развитию непрерывного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 17–21.

3. К обществам знаний. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2005.

4. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Фонд «Либеральная миссия», 2010.

5. Кичерова М.Н., Муслимова Е.О. Неформальное образование на современном этапе: экспертное мнение // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1 (21). С. 64–85.

6. Кичерова М.Н., Зюбан Е.В., Муслимова Е.О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 126–158.

7. Россия 2025: от кадров к талантам. The Boston consulting group, 2017.

8. Социокультурный портрет Тюменской области: коллективная монография / Науч. ред. Г.Ф. Ромашкина, В.А. Юдашкин. Тюмень: ТюмГУ, 2011.

9. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19–22 апр. 2016 г. М.: ВШЭ, 2016.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс,1996.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх