Постоценивание достоверности данных социологических опросов и формирование доверия к поллстерам

 
Код статьиS013216250010874-4-1
DOI10.31857/S013216250010874-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор
Аффилиация: Региональный центр повышения квалификации Кировоградской области
Адрес: Украина, Кропивницкий (Кировоград)
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 11
Страницы48-57
Аннотация

Рассмотрен метод фактчекинга («проверки фактов») как один из способов оценивания достоверности предвыборных прогнозов. С его помощью исследуется достоверность результатов социологических опросов и степень доверия к социологическим компаниям и службам (поллстерам) на основе обработки данных, полученных в течение последнего месяца до дня голосования на национальных выборах в Украине. Для фактчекинга использованы статистические показатели среднего, абсолютной и относительной погрешности, а для оценки результатов соцопроса (и проводящей его социологической компании) введено понятие «отрицательные баллы», которые связаны с величиной относительной ошибки. Применение данного метода продемонстрировано на анализе данных 23-х социологических опросов избирателей во время президентской избирательной кампании и 44-х во время досрочных выборов в украинский парламент в 2019 г. Систематическое использование этого инструментария может в перспективе обеспечить «очистку» публикуемых результатов социологических исследований от возможных манипуляций.

Ключевые словаобщественное мнение, опрос, социологическое исследование, рейтинг, поллстер, фактчекинг
Получено11.08.2020
Дата публикации22.12.2020
Кол-во символов25998
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1215

Оценка читателей: голосов 0

1. Артемов Г.П. Политическая социология: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.

2. Батыгин С.Г. Обоснование научного вывода в прикладной социологии / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1986.

3. Гончарук-Чолач Т.В., Джугла Н.В. Політична соціологія: навчальний посібник. Тернопіль: «Економічна думка ТНЕУ», 2018.

4. Князева Е.В. Фундаментальные причины недоверия к опросам общественного мнения в предвыборный период // Вісник ЛНУ ім. Т. Шевченка. № 11 (270). Ч. І. 2013. С. 174–186.

5. Петров Н.А., Петрова Н.Н. О повышении влияния результатов соцопросов на социальные и политические процессы в современных демократических государствах // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2015. № 1. С. 497–532. URL: http://ogbus.ru/files/ogbus/issues/1_2015/ogbus_1_2015_p497-532_PetrovNA_ru.pdf (дата обращения: 30.09.2020).

6. Полторак В.А, Петров О.В. Соціологія політики. Енциклопедичний словник. Киев: Європейськi й Університет, 2009.

7. Яковлева М.Г. Опубликование социологической информации как фактор влияния на электоральное поведение граждан // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4 (42): в 2-х ч. Ч. II. C. 209–215. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_4-2_56.pdf (дата обращения: 30.09.2020).

8. Ярулин И.Ф., Ильиных А.В. О качестве электоральных опросов и их представлении в СМИ Дальнего Востока // Регионалистика. 2018. Т. 5. № 3. С. 77–86.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх