Культура и образование: социальная трансформация и мультикультурная коммуникация

 
Код статьиS013216250007741-8-1
DOI10.31857/S013216250007741-8
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: зам. директора по научной работе Института иностранных языков
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: проф. кафедры маркетинга и муниципального управления
Аффилиация: Тюменский индустриальный университет
Адрес: Российская Федерация, Тюмень
Название журналаСоциологические исследования
ВыпускНомер 12
Страницы146-147
Аннотация

                  

Ключевые слова
Получено29.11.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов4309
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В июле состоялась одноименная Международная конференция ИК04 «Социология образования» (RС04) Международной социологической ассоциации (ISA) на базе Института иностранных языков Российского университета дружбы народов (РУДН). Соорганизаторами выступили Европейский университет Кипра, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Российское общество социологов, филологический факультет МГУ, Московский государственный лингвистический университет. В работе конференции приняли участие более 200 ученых из 30 стран и 17 регионов России, работавших 16 секциях.
2 Первый проректор РУДН Н.С. Кирабаев отметил, что впервые в истории ISA конференция проходит в России, где в интернациональном вузе страны исследователи собрались для обсуждения актуальных проблем социальной трансформации и мультикультурной коммуникации в области образования и культуры. Н.Л. Соколова (МИИЯ РУДН) обратила внимание, что в глобальном мире социология становится наукой наук, но одна она не может решить проблемы современности, потому социологи одними из первых стали объединять вокруг себя ученых разных специальностей. Проф. М.Ф. Черныш (ФНИСЦ РАН) предложил свое видение ключевых проблем современного образования. По его мнению, на дифференциацию современного общества оказывают влияние нарастающее неравенство, процессы коммерционализации в образовании и острые социокультурные проблемы.
3 Дискуссию на пленарном заседании открыл президент RС04 ISA М. Врионидес (Кипр) докладом по проблемам глобальной перспективы массовизации высшего образования и культуры мышления. На примере европейских государств он раскрыл политику некоторые из этих проблем: социальное неравенство в высшем образовании, социальная мобильность и утечка мозгов («brain drain»).
4 Проф. М. Насбаум (Папский католический ун-т, Чили) в докладе «Навыки и культура мышления высшего порядка» обратил внимание, что проблемы образования начинаются в школе. Для составления школьных программ следует учитывать мышление, созидательность, сотрудничество и язык. Главная составляющая – язык в широком смысле (язык знаков, слов, символов, схем, нот и пр.) как ключ к знаниям, сотрудничеству, координации. Проф. Н.Г. Хайруллина (ТИУ, Тюмень) акцентировала внимание на выявлении социальных последствий включения в экономику России большого числа немотивированных к трудовой деятельности специалистов – выпускников высших учебных заведений. Докладчик предложила вернуться к практике внедрения ГИФО (государственное именное финансовое обеспечение). Выпускнику предусматривалась выдача ГИФО по результатам аттестации, позволявшее полностью или частично оплачивать обучение в выбранном вузе. По мнению докладчика, недрение ГИФО позволит смягчить социальные последствия для незащищенных категорий выпускников, в частности из числа сельских жителей, коренных народов Севера, из многодетных семей, семей матерей-одиночек и др.
5 На методологическом семинаре, посвященном вопросам теории и практики изучения феномена социальных изменений, К. Шафранец (Польша) выступила с докладом «Динамические и полудинамические процедуры в социологических исследованиях». На примере исследования ряда поколений поляков докладчик показала необходимость использования фактора (эффекта) времени через замеры в целевых группах с короткими промежутками времени; предлагается при этом использовать методы социологической и экономической науки.
6 Проф. С.А. Шаронова (РУДН) обратила внимание на масштаб и значение социальных трансформаций на фоне растущей информатизации и межкультурной коммуникации, на расширение применения цифровых технологий в образовании, культуре и на методы их изучения. Важным становится сопоставление результатов использования учеными разных стран теорий, методов исследований, подходов к решению конкретных проблем.
7 На конференции акцентировалось, что основная функция образования – приращение человеческого капитала, а средством является регулярная модернизация системы учебных заведений для их максимальной эффективности; компетентностный подход наиболее гибкий инструмент определения требований к результатам обучения. Приоритетным в образовании становится развитие гармоничной духовной личности, способной ориентироваться в современных социальных условиях, владеющей навыками межкультурной коммуникации и информационными технологиями.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 487

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх