Об институционализации социологии образования

 
Код статьиS013216250000191-3-1
DOI10.31857/S013216250000191-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород ,
Название журналаСоциологические исследования
Выпуск
Страницы41-49
Аннотация

Статья посвящена ключевым вопросам институционализации социологии образования. На основе сравнения процессов обретения социологией признаков целостности и устойчивости, а также функционирования в ряде стран, автор обосновывает основные параметры ее институционализации. Эти параметры могут быть представлены как виды потенциала науки и включают: a) наличие предмета познания и корпуса отраслевых теорий, б) качественно определенную позицию отрасли в окружающем научном пространстве, в) деятельность профессионального сообщества ученых и г) социально-практическую отдачу научной отрасли. Такая теоретическая операционализация имеет новизну и общенаучное значение ввиду понятийного разнобоя и преобладания дескриптивного подхода в изучении истории социологии и ее отраслей. Опора на совокупность этих критериев позволяет перейти к систематичной и детальной оценке ее потенциалов. Социология образования, несмотря на развитие в последние десятилетия представлений о своем предмете и разработку базовых концепций, испытывает дефицит активного и скоординированного сообщества ученых, ресурсов его воспроизводства. Эта оценка подводит к обоснованию приоритетов ее развития в России.

Ключевые словасоциология образования • институционализация науки • критерии институционализации • приоритеты развития социологии образования
Получено02.08.2018
Дата публикации22.08.2018
Кол-во символов25711
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2263

Оценка читателей: голосов 0

1. Вишневский Ю.Р. История зарубежной социологии образования. Ч. 1. Классический этап (сер. XIX в. - нач. XX в.): Тенденции развития и уроки. Екатеринбург: УрФУ, 2014.

2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Глобальная социология образования / Под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. Великий Новгород: Нов- ГУ им. Ярослава Мудрого, 2012.

3. Глобальная социология образования: зарубежный опыт решения социальных проблем в сфере образования / Под редакцией А.М. Осипова; Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015.

4. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. 1. М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Зарубежная социология образования: коллективная монография / Под ред. А.М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014.

6. Зборовский Г.Е., Шукшина Е.А. Социология образования: Уч. пос. М.: Гардарики, 2005.

7. Константиновский Д.Л. Точка опоры (Размышления накануне конференции) // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 26-35.

8. Иванова В.А., Матвеева Н.А., Осипов А.М., Рысакова П.И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95-103.

9. Осипов А.М. Социология образования: Очерки теории. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

10. Осипов А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 136-148.

11. Осипов А.М., Матвеева Н.А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 36-42.

12. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

13. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.

14. Хитрин К.Л. Периодизация истории социологии образования как исследовательская проблема // Universum. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (13) URL: http://7universum.conn/ru/sodal/archive/itenn/2012 (дата обращения: 03.12.2017).

15. Ball S.J. Sociology of Education. London: Falmer, 2000.

16. Ballantine J.H. The Sociology of Education: A Systematic Analysis. 5th ed. New Jersey, Upper Saddle River: Prentice Hall, 2001.

17. Demaine J. (ed.) Sociology of Education Today. Basingstoke: Palgrave, 2001.

18. Hansen D.A. The Uncomfortable Relation of Sociology and Education. In: On Education-Sociological Perspective. N.Y.: John Wiley, 1967. P. 3-35.

19. Levinson D. (gen. ed.) Education and Sociology. An Encyclopedia. New York: RoutlegeFalmer, 2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх