Интермедиальность и городской текст: к анализу понятия “городской картины”

 
Код статьиS241377150013617-1-1
DOI10.31857/S241377150013617-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 80 Номер 4
Страницы43-53
Аннотация

В статье предпринимается попытка рассмотреть в рамках интермедиальной методологии особый тип текста, называемый “городской картиной&8j1;. Вначале производится разграничение понятий “городской текст&8j1; и “городская картина&8j1;, где вторая понимается как отдельная разновидность городского текста, структурным и смыслообразующим элементом которого является репрезентируемый в произведении или же его отрывке образ города. Городской текст, в свою очередь, определяется одновременно как система знаков (город как текст, в семиотической перспективе) и как семантически связанная общность текстов о городе. Далее приводится анализ основных подходов к изучению явлений, условно обозначаемых зонтичным термином “интермедиальные отношения&8j1;, с целью определить инструментарий для последующей работы. В наиболее обобщенном виде интермедиальный подход рассматривает переносы и переходы различных элементов между так называемыми “медиумами&8j1; (или “медиа&8j1;), то есть системами средств выражения, или же между двумя произведениями, созданными в рамках того или иного “медиума&8j1;. Предпосылками к исследованию текстов в свете интермедиального подхода выступают междисциплинарная природа городского текста и включенность визуального компонента как в само понятие “городская картина&8j1;, так и в тексты, классифицируемые как примеры данного типа письма. На примере произведений отдельных авторов (Ш. Бодлер, А. Бертран, Л.-С. Мерсье, Э. Верхарн, Ж. Роденбах) производятся попытки анализа интермедиальных связей в рамках “городской картины&8j1;. В первую очередь, приводится анализ взаимосвязей литературы и живописи в избранных произведениях, затем – особенностей связей в иллюстрированных изданиях, а также “обратный&8j1; медиальный переход в область изобразительного искусства. В заключение делается вывод о продуктивности описанного подхода для анализа городских текстов.

Ключевые словаинтермедиальность, городской текст, городская картина, французская литература, Шарль Бодлер, бельгийский символизм, Жорж Роденбах, Эмиль Верхарн
Получено22.09.2021
Дата публикации22.09.2021
Кол-во символов28798
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 538

Оценка читателей: голосов 0

1. Stierle K. Baudelaire and the tradition of Tableau de Paris // New Literary History. 1980. Vol. 11, №. 2, pp. 345–361.

2. Stierle K. La capitale des signes. Paris et son discours. Paris: Éditions de la maison des sciences de l'homme, 2001. 630 p.

3. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб.: Искусство– СПБ, 2003. 614 с.

4. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры: Петербург / Тартуский государственный университет. Тарту, 1984. Вып. 664. С. 30–45.

5. Schmider Ch. Écriture de la ville et poétique du mensonge – l’espace urbain chez Flaubert et Balzac // Cahiers d’Études Germaniques. 2015. №68. URL: http://journals.openedition.org/ceg/1405

6. Franz P. L’esthétique du tableau dans le théâtre au XVIIIe siècle. Paris: Puf, 1998. 272 p. URL: https://doi.org/10.3917/puf.frant.1998.01

7. Hansen-Löve A.A. Intermedialität und Intertextualität. Probleme der Korrelation von Wort– und Bildkunst – Am Beispiel der russischen Moderne // Dialog der Texte. Hamburger Kolloquium zur Intertextualität / Hg. von W.Schmid und W.D.Stempel (Wiener Slawist. Almanach, Sonderb. 11). Wien, 1983, pp.291–360.

8. Ханзен-Лёве О.А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 с.

9. Седых Э.В. К проблеме интермедиальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Серия 9. Выпуск 3. Часть II. С. 210–214.

10. Хаминова А.А., Зимберман Н.Н. Теория интермедиальности в современной гуманитарной науке // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38–45.

11. Марков А.В., Турышева О.Н. Литература и живопись: неканонический случай интермедиального взаимодействия (на материале картины Андреа дель Сарто “Девушка с томиком Петраркиˮ // Известия УрФу, серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 2. C. 83–91.

12. Тишунина Н.В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 160 с.

13. Тишунина Н.В. Проблема взаимодействия искусств в литературе западноевропейского символизма // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы II научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. М., 2002. С. 100–101.

14. Тимашков А.Ю. Интермедиальность как авторская стратегия в европейской художественной культуре рубежа XIX-XX веков. Автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.09. Санкт-Петербург, 2012. 23 с.

15. Ripple G. Handbook of Intermediality: Literature-Image-Sound-Music. Berlin/Boston: Walter de Gruyter, 2015. 703 p.

16. Тимашков А.Ю. К истории понятия интермедиальности в зарубежной науке. URL: https://www.spbric.org/PDF/tim08_1.pdf

17. Ильин И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М.: ГБЛ. 1998. 28 с.

18. Rajewsky I. O. Intermediality, Intertextuality, and Remediation: A Literary Perspective on Intermediality // Intermédialités / Intermediality. 2005. №6, pp. 43–64.

19. Barthes R. Sémiologie et urbanisme. Conférence organisée par l’Institut français de l’Institut d’histoire et d’architecture de l’université de Naples, 1967. URL: https://www.larchitecturedaujourdhui.fr/wp-content/uploads/2016/05/7-BARTHES-ENTIER-tiny2.pdf

20. Starobinski J. Préface // Stierle K. La Capitale des signes: Paris et son discours. Les Éditions de la MSH, 2001, pp.10–13.

21. Benjamin W. Paris, capitale du XIXe siècle // Das Passagen-Werk. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1982, pp. 60–77.

22. Citron P. La Poésie de Paris dans la littérature française de Rousseau à Baudelaire. Paris: Les Éditions de Minuit, 1961. 188 p.

23. Sansot P. Poétique de la ville. Paris: Klincksieck, 1971. 422 p.

24. Loubier P. Le Poète au labyrinthe, Ville errance, écriture. Fontenay/Saint-Cloud: ENS Éditions, 1998. 443 p.

25. Bernard S. Le Poème en prose de Baudelaire jusqu’à nos jours. Paris: Nizet, 1959. 814 p.

26. Бертран А. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло. М.: Наука, 1981. 352 с.

27. Балашов Н.И. Алоизиус Бертран и рождение стихотворения в прозе // Бертран А. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло. М.: Наука, 1981. С. 235–295.

28. Sainte-Beuve Ch. A. Notice // Bertrand A. Gaspard de la nuit. Paris: Labitte, 1842. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8600227w/f1.item

29. Ortel Ph. Les doubles imaginaires de la photographie // Romantisme. 1999. № 105, pp. 5–15.

30. Ortel Ph. La Littérature à l’ère de la photographie. Enquête d’une révolution invisible. Nîmes: Rayon Photo, 2002. 382 p.

31. Baudelaire Сh. À quoi bon la critique ? // Salon de 1846 // Œuvres complètes, tome I, Bibliothèque de la Pléiade. Paris: Gallimard, 1956. 1604 p.

32. Rodenbach G. Bruges-la-Morte. Paris: Flammarion, 1892. 223 p.

33. Verhaeren É. Les Villes tentaculaires. Paris: Helleu & Sergent éditeurs, 1919. 178 p.

34. Verhaeren É. Les Campagnes hallucinées. Paris: Helleu & Sergent éditeurs, 1927. 118 p.

35. Rodenbach G. Bruges-la-Morte, ouvrage illustré par Lucien Lévy-Dhurmer (18 pastels, 1927–1930). Paris: Javal & Bordeaux, 1930. 147 p.

36. Беньямин В. Задача переводчика // Маски времени. Эссе о культуре и литературе. М.: Симпозиум, 2014. C. 27–47.

37. Stead É. La Chair du livre. Matérialité, imaginaire et poétique du livre fin-de-siècle. Paris: PUPS, coll. Histoire de l'imprimé, 2012. 566 p.

38. Mallarmé S. Crise de vers // Œuvre complètes. Paris: Gallimard, Bibliothèque de la Pléiade, 1945. 1696 p.

39. Vouilloux B. La critique des dispositifs // Critique. 2007. № 3, pp.152–168.

40. Schröter J. Discourses and Models of Intermediality. // CLCWeb: Comparative Literature and Culture. 2011. URL: https://doi.org/10.7771/1481-4374.1790

41. Le Beller É. Lucien Lévy-Dhurmer, portraitiste et illustrateur de Georges Rodenbach. Mémoire Master 2 Arts, parcours Histoire et critique des arts. Université Rennes 2. 2017. 171 p.

42. Quaghebeur M. Le pictural comme métaphore du combat pour la littérature // Histoire, forme et sens en littérature. La Belgique francophone. Tome I – L’engendrement (1815–1914). Bruxelles: Peter Lang, 2015, pp. 311–339.

43. Quaghebeur M. Verhaeren et la lumière. L’aboutissement d’une vaste activité critique // Lettres belges entre absence et magie. Bruxelles: Labor, 1990, pp.47–64.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх