Русская усадьба в пространстве литературы: панорама и перспектива. Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+ / Сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. – М.: ИМЛИ РАН, 2020. – 344 с. (Серия “Русская усадьба в мировом контексте”. Вып. 3)

 
Код статьиS241377150012300-3-1
DOI10.31857/S241377150012300-3
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Русская усадьба в пространстве литературы: панорама и перспектива. Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+ / Сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. – М.: ИМЛИ РАН, 2020. – 344 с. (Серия “Русская усадьба в мировом контексте”. Вып. 3).
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Россия, 127051, г. Москва, ул. Лихов пер., д.6, стр.1
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 79 Номер 5
Страницы98-103
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено22.12.2020
Дата публикации22.12.2020
Кол-во символов16166
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Коллективная монография “Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+ˮ (сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова) является третьим выпуском новой научной книжной серии “Русская усадьба в мировом контекстеˮ, задуманной и осуществляемой в ИМЛИ РАН в рамках исследовательского проекта № 18-18-00129 Российского научного фонда “Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взглядˮ. В издании представлены работы 24 авторов из разных регионов России (Москвы, Орла, Твери, Самары, Тюмени, Оренбурга) и ряда зарубежных стран (Польши, Беларуси, Японии), что обеспечивает панорамный охват и многоаспектный угол зрения. Вместе с тем, благодаря удачному композиционному решению составителю книги удается сохранить единство и целостность научного диапазона исследования. Структура издания, логическая последовательность в выстраивании материала с применением хронологического и одновременно проблемно-тематического подходов свидетельствуют о системности проведенных исследований и полученных результатов.
2 В проекте ставятся масштабные теоретико- и историко-литературные задачи с целью изучения особенностей и динамики “усадебного топосаˮ как элемента поэтики художественного произведения. В процессе его реализации открывается широкая перспектива исследования “усадебногоˮ материала в его конститутивных, константных чертах. Как отмечает О.А. Богданова, «из множества конкретных вариаций и модификаций “усадебной топики” русской литературы XVIIIXXI веков складывается масштабная социокультурная и художественно-эстетическая парадигма, заряженная неиссякаемой моделирующей энергией и импульсами, порождающими новые текстовые феномены как в метрополии, так и в зарубежном русском мире» [1].
3 Такой подход к изучению материала существенно отличается от “усадебныхˮ штудий культурологов, географов, музееведов и историков. Новизна предпринятых в рецензируемой книге исследований заключается прежде всего в четкой фиксации той реальности существования усадебного мира, которая подлежит изучению. В ранее предложенных искусствоведческих, историко-этнографических и культурологических подходах к усадьбе для авторов был важен документальный, этнографический срез “усадебногоˮ материала, реконструкция эмпирического облика усадьбы (см., например, ежегодные сборники “Русская усадьбаˮ и пр. [2]; [3]). Литературные произведения становятся здесь, как правило, лишь средством для решения краеведческих, биографически-генеалогических или историко-реставрационных задач. В рецензируемой коллективной монографии, напротив, впервые предлагается системный и в то же время панорамный литературоведческий подход к феномену усадьбы в русской словесности. Усадьба рассматривается как литературный факт, реальность художественного мышления человека, результат его эстетической деятельности, когда усадебный ландшафт и архитектура становятся основой архитектоники художественного образа, моделируют сюжет произведения, преломляются в призме различных художественных направлений. Об усадьбе как литературном феномене О.А. Богданова пишет следующее: “Усадьба имеет самостоятельную эстетическую ценность и не является средством восстановления забытого или утраченного эмпирического облика своего прототипа. Другими словами, мы не смотрим сквозь литературное стекло, пытаясь разглядеть достоверный исторический объект, но анализируем художественный образ в его самоценности; усадьба для нас – важный элемент мира художественного произведения, его пространственной организации, а ее атрибуты – детали предметной изобразительности, нередко приобретающие символический смыслˮ [4, c. 20].

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 463

Оценка читателей: голосов 0

1. Богданова О.А. Аннотация проекта “Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взглядˮ в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 18-18-00129) // Электронный ресурс: http://litusadba.imli.ru [Дата обращения 29 июля 2020].

2. Русская усадьба: Сб. ОИРУ. Вып. 9 (25). М.: Жираф, 2003. 640 с.

3. Русская усадьба: Сб. ОИРУ. Вып. 22 (38). СПб.: Коло, 2017. 614 с.

4. Богданова О.А. Художественные смыслы русской усадьбы. Предисловие // “Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+ / Сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 18–26. (Серия “Русская усадьба в мировом контекстеˮ. Вып. 3).

5. Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+ / Сост., отв. ред. и автор предисл. О.А. Богданова. М.: ИМЛИ РАН, 2020. 344 с. (Серия “Русская усадьба в мировом контекстеˮ. Вып. 3).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх