К вопросу о литературном фоне “Бориса Годунова” А. С. Пушкина (трагедия М. М. Хераскова “Борислав”)

 
Код статьиS160578800019459-0-1
DOI10.31857/S160578800019459-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Казахстанский филиал МГУ имени М.В. Ломоносова
Название журналаИзвестия Российской академии наук. Серия литературы и языка
ВыпускТом 81 Номер 2
Страницы54-59
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые общие места в трагедиях “Борислав” М.М. Хераскова и “Борис Годунов” А.С. Пушкина. Сюжеты, композиция и поэтика произведений в корне различны, однако обнаруживается сходство ряда мотивов и черт, присущих главным героям – Бориславу (“царю Богемскому”) и Борису Годунову. Оба правителя условно низкого происхождения, добиваются власти жестокими методами, видятся окружающим тиранами, вследствие чего обоих терзает нечистая совесть, что выражается в почти аналогичных образах – кровавых призраках или тенях жертв, являющихся Бориславу и Борису и создающих ощущение персонального внутреннего ада героев. Близкими в трагедиях представляются бесплодные попытки правителей снискать признательность подданных, виновность в несчастии дочерей (действительная и мнимая), мотивы неблагодарности народа, измены и мятежа. Перечисленные параллели позволяют говорить о близком знакомстве Пушкина с трагедией Хераскова и определенном влиянии “Борислава” на “Бориса Годунова”.

Ключевые словаМ.М. Херасков, А.С. Пушкин, “Борислав”, “Борис Годунов”, трагедия
Получено20.12.2021
Дата публикации25.04.2022
Кол-во символов13571
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 275

Оценка читателей: голосов 0

1. Херасков М.М. Борислав, трагедия // Российский Феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений. Ч. 4. СПб.: при Имп. Акад. наук, 1786. С. 165–222.

2. Пушкин А.С. Полн. собр. сочинений: В 20 т. Т. 7: Драматические произведения / Редакторы тома М.Н. Виролайнен, Л.М. Лотман. СПб.: Наука, 2009. 1069 с.

3. Винокур Г.О. Собрание трудов. [Т. 3]: Комментарии к “Борису Годунову” А.С. Пушкина. М.: Лабиринт, 1999. 414 с.

4. Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина “Борис Годуновˮ: Комментарий. Л.: Просвещение, 1969. 184 с.

5. Лотман Л.М. Историко-литературный комментарий // Пушкин А.С. Борис Годунов. СПб.: Академический проект, 1996. С. 129–359.

6. Драматический словарь, или Показания по алфавиту всех российских театральных сочинений и переводов, с означением имен известных сочинителей, переводчиков и слагателей музыки, которые когда были представлены на театрах, а где, и в которое время напечатаны. В пользу любящих театральные представления. М., 1787. 166 с.

7. Херасков М.М. Творения, вновь испр. и доп.: [В 12 ч.]. Ч. 4. М.: Унив. тип., у Хр. Ридигера и Хр. Клаудия, 1798. 436 с.

8. Стенник Ю.В. Драматургия русского классицизма. Трагедия // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. С. 58–99.

9. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939. 527 с.

10. Западов А.В. Творчество Хераскова // Херасков М.М. Избр. произведения. Л.: Сов. писатель, 1961. С. 5–56.

11. Кулакова Л.И. Херасков // История русской литературы: [В 10 т.] Т. 4: Литература XVIII века. Ч. 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 320–341.

12. Пастушенко Л.M. Драматургия М.М. Хераскова. Дис. … канд. филол. наук. Л., 1974. 118 с.

13. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. Ч. 4. Кн. 5. М.: Тип. Моск. ун-та, 1843. 545 с.

14. Карамзин Н.М. История Государства Российского: [В 12 т.]. Т. 10. СПб.: Тип. Н. Греча, 1824. 460 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх