История русской общественной мысли XIX− начала XX века в научном наследии Анджея Валицкого

 
Код статьиS0869544X0014967-6-1
DOI10.31857/S0869544X0014967-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Зав. отделом
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Ленинский проспект, 32А, Москва, Россия, 119991
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 3
Страницы121-132
Аннотация

В статье рассматривается творческий путь и научное наследие Анджея Валицкого – выдающегося польского философа, специалиста по истории русской общественной мысли XIX–XX вв. Освещаются его мировоззрение, философские взгляды, в частности, критика им марксизма, а также позитивное отношение к современной России. Уделено внимание роли Валицкого в развитии научных связей России и Польши в начале XXI в., в частности, его сотрудничеству с Комиссией историков России и Польши.

 
Ключевые словаИстория русской общественной мысли, философия, российско-польские научные связи, история науки, славянофильство, либерализм в России
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-09-00368.
Получено17.05.2021
Дата публикации17.05.2021
Кол-во символов35019
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История общественной мысли как предмет научного исследования имеет весьма существенную специфику по сравнению со всеми иными направлениями изучения исторического прошлого. С одной стороны, любые темы или проблемы, на которые направлено внимание историка-исследователя, изучаются им через призму мировоззрения современников исследуемых событий или процессов, анализируются с учетом идеологических и политических тенденций, нашедших отражение в историографии. Наконец сам исследователь, даже руководствуясь императивом максимальной объективности, не может быть свободен от воздействия феноменов общественного сознания социума, представителем которого он является. С другой стороны ‒ и исторический процесс как таковой, и индивид как участник и интерпретатор исторических событий находят отражение в неиссякающем потоке общественной мысли. Вместе с тем общественная мысль, представляя собой квинтэссенцию общественного сознания, не сводится к нему в полной мере, как не может быть она сведена к такому универсальному явлению как культура человеческого общества, хотя последняя едва ли может быть осмыслена вне категорий истории общественной мысли.
2 Однако представленной универсальности последней, казалось бы, противоречит наличие конкретных исторических рамок, определивших и обусловивших ее формирование и развитие. Действительно, если исходить из тезиса, что общественная мысль имманентно присуща человеческому бытию, то к ее сфере должны были относится мифологические и религиозные представления Древнего мира и Средневековья, а также разного рода современные мировоззренческие концепции, не говоря уж о современной научной философии. Однако традиционно историческое изучение общественной мысли охватывает период от Эпохи Возрождения и Нового времени, когда она выделилась из сферы сугубо религиозного сознания и мировоззрения, и до первых десятилетий ХХ в., когда общественная мысль как некий идейный и мировоззреческий комплекс дифференцировался и распался на неисчислимое множество разного рода воззрений, концепций и теорий, которые утратили общие черты и какие-либо заметные следы даже гипотетического общего содержания. Таким образом, если говорить об историческом исследовании общественной мысли, то предмет исследования хронологически охватывает эпоху Нового времени, с которой и соотносится.
3 В отечественной историографии сложилась традиция исследования русской общественной мысли либо применительно к отдельным периодам русской истории, либо к изучению общественной мысли отдельных политических и идейных направлений: практически нет исследователей и трудов, которые могли бы претендовать на ее исследование в целом. В этой связи трудам выдающегося современного польского философа и историка, действительного члена Польской академии наук Анджея Валицкого (1930−2020) по истории русской общественной мысли (от эпохи ее зарождения и формирования в XVIII в. и до первых десятилетий века ХХ) принадлежит в мировой исторической науке особое место.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 134

Оценка читателей: голосов 0

1. Walicki A. Osobowość a historia (Studia z dziejów literatury imyśli rosyjskiej). Warszawa, 1959.

2. Walicki A. W kręgu konserwatywnej utopii. Struktura i przemiany rosyjskiego słowianofilstwa. Warszawa, 1964. (Второе издание – Warszawa, 2002)

3. Славянофильство и западничество. Консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., 1991.

4. Маслин М.А. Анджей Валицкий. Интеллектуальный портрет польского историка русской философии // Гуманитарные науки. 2012. № 4.

5. Walicki A. The Controversy over Capitalism. Studies in the Social Philosophy of the Russian Populists. Oxford, 1969.

6. Walicki A. Rosyjska filozofia i myśl społeczna. Od Oświecenia do marksizmu, Warszawa, 1973;

7. Walicki A. A hisrory of Russian thought from enlightenment to marxism. Oxford, 1979.

8. Walicki A. Zarys myśli rosyjskiej. Od Oświecenia do renesansu religijno-filozoficznego. Kraków, 2005.

9. Walicki A. Filozofia a mesjanizm. Studia z dziejów filozofii i myśli społeczno-religijnej romantyzmu polskiego, Warszawa, 1970.

10. Walicki A. Polska, Rosja, marksizm. Studia z dziejów marksizmu i jego recepcji. Warszawa, 1983.

11. Walicki A. Legal philosophies of russian liberalism. Oxford, 1987.

12. Walicki A. Filozofia prawa rosyjskiego liberalizmu. Warszawa, 1995.

13. Валицкий А. Философия права русского либерализма. М., 2012.

14. Walicki A. Marksizm i skok do królestwa wolności. Dzieje komunistycznej utopii. Warszawa, 1996.

15. Валицкий А. Россия. // Вопросы философии. 1990. №. 12.

16. Walicki A. Idee i ludzie. Próba autobiografii. Warszwa, 2010.

17. Пущаев Ю.В. Философия советского времени. Мамардашвили и Ильенков (Энергия отталкивания и притяжения). М., 2018.

18. Walicki A. Rosja, katolicyzm i sprawa polska. Warszawa, 2002.

19. Валицкий А. Россия, католичество и польский вопрос. М., 2012.

20. Walicki A. O Rosji inaczej. Warszawa, 2019.

21. Akademie nauk, uniwersytety, organizacje nauki: polsko-rosyjskie relacje w sferze nauki XVIII–XX w. / Red. Leszek Zasztowt. Warszawa, 2013.

22. Rok 1918. Odrodzona Polska i Sowiecka Rosja w Nowej Europe / Год 1918 Возрожденная Польша и Советская Россия в Новой Европе / Red. Leszek Zasztowt i Jan Szumski. Warszawa, 2013. T. 1−2.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх