Конференция «Славяне и их соседи в многоконфессиональном мире»

 
Код статьиS0869544X0008675-5-1
DOI10.31857/S0869544X0008675-5
Тип публикации Обзор
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт славяноведения РАН
Адрес: Москва, Россия, Москва
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы129-132
Аннотация

      

Ключевые слова
Получено23.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов17339
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В декабре 2019 г. в Институте славяноведения РАН прошла очередная, уже XIX, конференция памяти Владимира Дорофеевича Королюка «Славяне и их соседи», традиционно организуемая отделом истории Средних веков. На этот раз ее тематика касалась межконфессиональных отношений в позднем Средневековье и раннем Новом времени. Регионы Европы, населенные славянами и соседними с ними народами, по сравнению с западной частью континента в XIV‒XVII вв. характеризовались гораздо большим религиозным и конфессиональным разнообразием. Здесь присутствовало восточное и западное христианство, ереси и различные протестантские движения, иудаизм, а также постепенно растущий мусульманский элемент, опирающийся на государственную власть Османской империи. На конференции преимущественное внимание было уделено предпринимавшимся тогда попыткам выработать нормы сосуществования носителей различных вероучений в единых государственных системах, мировоззренческим основам и социальным практикам их взаимоотношений.
2 Вопрос о генезисе и судьбах организованных общин доашкеназской еврейской диаспоры на русских землях в домонгольский период был поднят в докладе Б.Е. Рашковского (ИВИ РАН). Археологические свидетельства о еврейской жизни в домонгольской Руси отсутствуют полностью, а летописные данные о существовании еврейского квартала в Киеве по меньшей мере дискуссионны. В докладе показано, что единственным возможным доказательством существования таких общин может быть только отражение в летописях сведений, связанных с различными религиозно-правовыми казусами, актуальными для авторов еврейских источников X–XII вв. Особое внимание было уделено локализации термина «Русь» (ивр. Rusia’) в представлениях еврейских авторов того времени.
3 Регулированию отношений между представителями разных народов и вероисповеданий в законах Венгерского королевства XI‒XV вв. был посвящен доклад А.М. Кузнецовой (ИСл РАН). Их нормы касались и политики по христианизации исмаилитов и язычников-половцев, и попыток ограничить брачные контакты христиан с еврейским населением. Особое внимание в докладе уделялось регулированию отношений с представителями греческой церкви, отраженных в статутах Саболчского синода 1092 г., и уже гораздо подробнее ‒ в законодательстве XV в. Докладчик обратила также внимание на свидетельства о «налоговых льготах» для православных беженцев из Сербии, благодаря которым венгерская власть рассчитывала привлечь ценных воинов и кавалеристов из этой страны.
4 А.А. Турилов (ИСл РАН) поставил вопрос о причинах малой популярности мучеников, пострадавших в раннеосманское время (начало – середина XVI в.): Иоанна Нового Серрского, Антония Супрасльского, Георгиев Нового и Новейшего и Николы Софийских. Их жития (за исключением жития Георгия Нового Софийского), несмотря на высокие литературные достоинства и несомненный пафос повествования, практически не переписывались (и сохранились, как правило, в единственном списке), не всем из них написаны службы и даже отдельные песнопения, почитание ограничивалось обычно одним городом (а то и приходом), греческие жития не переводились на славянский язык, а славянские на греческий. Причина этого, по мнению докладчика, лежит в сочетании ряда факторов – слабости в то время поствизантийской церковной организации, нежелании рядового населения в условиях относительно стабильной ситуации принимать мучения за веру и достаточно напряженных отношениях между славянским населением (включая церковный клир) и греческой иерархией.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 342

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх