О времени создания Пространной редакции Жития Никона Радонежского

 
Код статьиS0869544X0008663-2-1
DOI10.31857/S0869544X0008663-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Специалист по учебно-методической работе
Аффилиация: Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова
Адрес: Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербург
Название журналаСлавяноведение
ВыпускНомер 2
Страницы65-75
Аннотация

В статье рассматривается общий источник Пространной редакции Жития Никона Радонежского, время создания которой неизвестно, и 1-й редакции Жития митрополита Ионы, составленной в 1547 г. Заимствования из Слова «на иудея» Иоанна Златоуста в этих житиях имеют одинаковые отступления от оригинала и могут свидетельствовать либо о том, что оба памятника принадлежат перу одного автора, либо о том, что составители обоих житий использовали общие черновые материалы, следовательно, жили в одно время и принадлежали к одному кругу. И в том, и в другом случае мы можем заключить, что Пространную редакцию Жития Никона Радонежского составил один из книжников, задействованных митрополитом Макарием в XVI в. в написании житий новым русским чудотворцам. Таким образом, принятые некоторыми исследователями датировку Пространной редакции XVв. и атрибуцию ее Пахомию Логофету нужно признать ошибочными.  

Ключевые словадревнерусская агиография, Пахомий Логофет, Житие Никона Радонежского, Житие митрополита Ионы, Слово «на иудея» Иоанна Златоуста
Получено23.03.2020
Дата публикации23.03.2020
Кол-во символов28547
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Пространная редакция Жития Никона Радонежского (нач. «Кто убо исповедати возможет...») привлекала внимание историков главным образом двумя своими особенностями – она одна описывает уход Никона из Троицкого монастыря на безмолвие, во время которого шесть лет игуменом был Савва, впоследствии Сторожевский1, и только в ней имеются слова агиографа, обращенные к слушателям Жития, «да никтоже васъ зазрит ми безвременству слова». Понимая эти слова как указание на небольшую отдаленность времени составления Жития от времени смерти Никона, некоторые исследователи датировали Пространную редакцию XV в. и приписывали ее авторству Пахомия Логофета [2. С. 32–33; 3. С. 69–74]. Другие исследователи, основываясь на сопоставительном анализе текстов и датировках рукописей, относили ее к XVI в. и связывали с поместным собором 1547 г., одним из решений которого устанавливалось общецерковное празднование памяти Никона; в этом случае упоминание о «безвременстве слова» никак не комментировалось [4. С. 247–248; 5. С. 239]. 1.  Параллель этому эпизоду имеется в Житии Саввы Сторожевского, написанном иноком Маркеллом не позднее 1552 г. [1. Стлб. 70].
2 В отличие от других редакций Жития Никона Радонежского, до последнего времени остававшихся неизданными, Пространная редакция была опубликована трижды [3. С. LXIV–LXXXI; 6. Стлб. 2891–2912; 7. С. 80–105].
3 В настоящей статье будут представлены новые аргументы против датировки Пространной редакции XV в. и, соответственно, против ее атрибуции Пахомию Логофету.
4 Впервые попытка датировать Пространную редакцию была предпринята И. С. Некрасовым: «Мы полагаем, что самым первым литературным трудом Пахомия в России было жизнеописание Никона, ученика Сергия Радонежского. Во введении к этому жизнеописанию, хотя и по позднему списку, говорится: “да никтоже васъ зазрите безвременьству слова понеже понужаемъ есмь2 вашеа любви томленiемъ убдихся на дло... и елика возмогохъ постигнути съ прилежанiемъ сочетаваа преложихъ и елика противъ сил удобрихъ добролюбивымъ послушникомъ вспоминанiе сотворихъ”. Так как ни в одном списке жизнеописания преп. Никона не встречается подписи Пахомия, чтò он обыкновенно делал при составленных им жизнеописаниях3, то вероятно этот первый труд принадлежал к спешным. Но во всяком случае он сам считал его преждевременным, следовательно слишком близким к смерти Никона, бывшей в 1426 году» [2. С. 32–33]. 2. В процитированной автором рукописи на этом месте читается «понеже не| понжае(м) есмь» (РНБ, собрание Соловецкого монастыря, № 224/224, 1659 г., л. 599: 10–11); еще в 10 просмотренных списках Пространной редакции тоже «не понужаемъ».

3. В настоящее время известны два сочинения Пахомия Логофета, не имеющие указания на имя составителя: 1-я Пахомиевская редакция Жития Варлаама Хутынского и 1-я Пахомиевская редакция Жития митрополита Алексия. Все три пахомиевские редакции Жития Никона Радонежского в первоначальном виде такого указания тоже не имеют.
5 Эта датировка не была поддержана никем из исследователей, тем не менее фраза о «безвременстве слова» стала восприниматься некоторыми авторами как датирующий признак. Наиболее развернутое обоснование такой интерпретации было дано В. Яблонским: «Между тем в редакции есть данные, которые заставляют отнести ее возникновение ко времени, близкому к смерти Никона. В предисловии к житию читаем обращение автора к слушателям: “нн оубо молю еже  х вашю любовь. да никтоже ва(с) зазритъ ми безъвременьств слова. понеже понжаемъ есмь4 вашеа любве томленïемъ оубдихс на дло. еже прострти слово о житïи прп(д)бнаго никона. sло бо жалостна ми е(с) вещь сïа. и среды самаго касающис ср(д)ца, понжающи м повдати”...» [3. С. 69]; «...что заметка не позволяет отодвигать время возникновения редакции на сто с лишком лет от кончины Никона, нам кажется это ясным. Что значит в устах агиобиографа времени митр. Макария смущение, дабы не стал кто зазирать безвременству слова о Никоне? 120 лет прошло после смерти преподобного, всероссийский собор установил ему повсеместное празднование, спрос на работы во вкусе жития Никона был небывалый, время самое благоприятное для составления витиеватого жития, и вдруг опасение о “безвременстве слова”. Между тем в устах писателя пятидесятых годов XV в. это опасение понятно. Минуло лишь около 20 лет после смерти чудотворца, не открыты мощи его, он не канонизирован, – прославление его, поэтому, в особом житии не будет ли преждевременным? – и если пишется биография, то лишь по настоянию почитателей памяти угодника и, может быть, свидетелей его подвигов и дел» [3. С. 70]. Принимая во внимание фразу о «безвременстве слова» и считая Краткую редакцию сокращением Пространной, В. Яблонский датировал обе редакции XV в. и приписал их авторству Пахомия Логофета [3. С. 69–74]. 4. В рукописи читается «понеже| не понжаемъ есмь» (РНБ, ОСРК, № F.I.278, 60-е годы XVI в., л. 143: 16–17). См. также прим. 2.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 438

Оценка читателей: голосов 0

1. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь. Дни 1–5. М., 1901.

2. Некрасов И. Пахомий Серб, писатель XV века. Одесса, 1871.

3. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографически-литературный очерк. СПб., 1908.

4. Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

5. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. I: Житие Сергия Радонежского. М., 1998.

6. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь. Дни 16–22. СПб., 1914.

7. Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия чудотворца / Подготовка текста, перевод и комментарии А.А. Савельева // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2003. Т. 12: XVI век.

8. Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series graeca. T. 48: S. Joannes Chrysostomus. Parisiis, 1862.

9. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Дни 14–24. СПб., 1869.

10. Медведев А.А. Композиционное своеобразие Жития митрополита Ионы // Русская речь. 2015. № 4.

11. Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.

12. Карбасова Т.Б. Похвальное Слово прп. Варлааму Хутынскому и его источники // Вестник церковной истории. 2018. № 3–4 (51–52).

13. Пак Н.В. Об источниках Жития Александра Свирского: глава «о списавшемъ житие святаго» // Slovene. 2017. Т. 6. № 1.

14. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Январь. Дни 1–6. М., 1910.

15. Le R.P. Louis Petit, des Augustins de l’Assomption. Vie de Saint Athanase l’Athonite // Analecta Bollandiana. Bruxellis, 1906. T. 25.

16. Усачев А.С. Житие святого Иоанна, епископа Суздальского // Вестник церковной истории. 2008. № 2.

17. Колобанов В.А. Владимиро-суздальская литература XIV–XVI веков: Спецкурс по древнерусской литературе. Владимир, 1976. Вып. 2.

18. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь. Дни 25–30. СПб., 1883.

19. Пак Н.В. О неизвестном источнике Жития Никона Радонежского // Slavia (в печати).

20. Клосс Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV–XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. М., 1990. Вып. 3. Ч. 2.

21. Дмитриева Р.П. Григорий (XVI в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2: Вторая половина XIV–XVI в. Ч. 1: А–К.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх